Автоматизация делопроизводства в органах российской власти
Андрей Кошкин: «Должна быть создана инфраструктура доступа к той информации, которая необходима людям для решения своих задач»

Обмен опытом в области использования систем управления документами и электронного документооборота в органах государственной власти стал главной темой прошедшей в конце марта в рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия» Международной научно-практической конференции «Автоматизация делопроизводства и электронный документооборот: практика и перспективы». Ее организаторами выступили Гильдия управляющих документацией, фонд «Новая экономика» и Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела. Участие в конференции приняли более 270 человек, представляющих около 180 организаций, госучреждений и органов власти, компаний.

На конференции был затронут пласт проблем, решение которых наверняка потребуется в процессе реализации программы «Электронная Россия». Среди них — интеграция процессов делопроизводства и поддерживающих их систем электронного документооборота различных органов власти, сложность процедур отечественного делопроизводства, пробелы в законодательной базе, отсутствие единого стандарта, определяющего форматы электронных документов в госсекторе, информационная безопасность и многое другое.

Нашла свое отражение и такая относительно новая тема, как создание инфраструктуры для реализации концепции электронного правительства. По мнению Андрея Кошкина, начальника отдела новых информационных технологий Департамента правительственной информации Аппарата Правительства РФ, эта инфраструктура должна обеспечить гражданам страны возможность для решения своих жизненных задач. Кошкин видит две ключевые проблемы на пути создания такой инфраструктуры. Первая — «лоскутная» (если рассматривать проблему в масштабах страны) автоматизация делопроизводства: разные органы государственной власти используют разные системы электронного документооборота и даже разные процедуры делопроизводства, их интеграция потребует немалых усилий. Вторая проблема — это барьер между общедоступными и ведомственными сетями. Предстоит решить вопрос, каким образом можно обеспечить взаимодействие граждан в Internet и чиновников в ведомственных сетях (согласно действующей нормативно-правовой базе, эти сети должны быть закрытыми), чтобы не подвергать опасности сети ведомств и в то же время обеспечить гражданам достаточно возможностей для решения своих насущных вопросов.

В контексте реализации программы «Электронная Россия» интересно было познакомиться с опытом других республик СНГ, ведущих подобные проекты. В частности, Анатолий Кременчуцкий, главный конструктор единой системы электронного документооборота государственных органов Казахстана, заявил, что его республика несколько раньше России приступила к реализации комплексной программы автоматизации госорганов. В рамках этой программы создана система электронного документооборота, охватывающая органы государственной власти сверху донизу, от правительства до местных властей. Примечательно, что у Казахстана имеется единый набор языков для описания электронных документов, используемых в государственном делопроизводстве, и основных операций с ними. В основе этого набора — язык XML. Другая интересная особенность — категоризация документов при занесении их в хранилище.

Немало выступлений было посвящено знакомству с конкретными продуктами в области ИТ-поддержки процессов делопроизводства. Представители компаний «Электронные офисные системы», «Документум Сервисиз», «Электронный архив», «Весть», «АйТи», Института развития Москвы, Xerox, IBM и некоторых других представили свои решения и рассказали об основных тенденциях в области электронного документооборота и управления документами в госсекторе.