У потока, которым движутся к западным заказчикам отечественные программистские компании, есть фарватер, и это — корпоративные ИС. Исключений не так уж много.
Система DART, фиксирует и анализирует невербальную реакцию аудитории на любое информационное наполнение. Все, что требуется от зрителя, — крутить ручку прибора или нажимать на кнопки

Лет пять назад компания Media Programming Group соединила команды программистов и художников-мультимедийщиков, имевших опыт разработки в разных областях. Одна группа работала до этого над бухгалтерскими системами, другая — над мультимедийными продуктами. Получился коллектив слегка пестрый, но работоспособный и увлеченный — трудились днями и ночами. Пока дизайнеры, художники и мультипликаторы творили, программисты создавали инструментарий, делавший творческую работу более производительной. Например, была придумана новая структура файла, оптимизированная для больших мультимедийных изображений, которая увеличивала скорость файловой системы до 10 раз. Наработанные библиотеки и выложенные для публичного доступа инструменты, как выяснилось, представляли ценность для сообщества разработчиков: их регулярно скачивали с сайта компании.

От мультимедиа к масс-медиа

После кризиса 1998 года большинство мультимедийных проектов угасло. Какое-то время MPG еще двигалась в прежнем направлении: делали презентационные диски наподобие «Ювелирных украшений», локализовывали игры, занимались видеомонтажом. Но становилось ясно, что рынок мультимедиа не прокормит компанию, численность которой в то время пришлось сократить на треть. MPG сосредоточилась на разработке систем и поиске новых заказчиков, в том числе западных.

Первой ласточкой с Запада стала английская компания Russian Research, специализировавшаяся на рейтингах российских телеканалов для рекламного рынка. По заказу рекламного агентства ProMedia компания Russian Research силами MPG начала разработку Spot Plus — системы автоматизации и оптимизации проводимых рекламных кампаний, распределения рекламного времени на телеканалах и бюджетов на рекламу. Для того чтобы кампания прошла эффективно, ее должна увидеть нужная аудитория телезрителей, рассчитывается и анализируется множество параметров, таких как жанры передач и время их выхода, рейтинги и зрительский профиль передач, продолжительность роликов, бюджет рекламной кампании.

После удачного завершения проекта Sport Plus англичане предложили разработать программно-аппаратный комплекс для проведения качественных исследований. Созданная система, получившая название DART, фиксирует и анализирует невербальную реакцию аудитории на любое информационное наполнение (фильмы, передачи, рекламные ролики, песни, речи политиков и пр.). На основании этих реакций собираются по кадрам сериалы, отбираются ведущие передач, шлифуются избирательные речи политиков.

Делается это так: фокус-группа во время просмотра (прослушивания) определяет свое отношение к увиденному или услышанному с помощью специального прибора. Все, что требуется от зрителя, — крутить ручку прибора или нажимать на кнопки. Исследователь в реальном времени может наблюдать график суммарных предпочтений (что и кому нравится или не нравится), а потом, при обсуждении увиденного участниками, уточнять причины их реакций.

Продукт, ориентированный изначально на западный рынок, требовал соответствующего уровня качества, что заставило MPG осваивать методологию разработки SEI CMM. Это как раз тот случай, когда CMM вводился не для галочки: производство программного обеспечения уже происходит по стандартам CMM 3, а теперь начинается и оформление официального сертификата.

Над этим проектом MPG трудилась вместе с партнерами, которые разработали сам прибор и концентратор. Работа заняла год. Параллельно появлялись и другие разработки. Так, вместе с создателями программного обеспечения AlphaPro для адаптеров видеоналожения были разработаны специальные драйверы. Созданный продукт используется в Европе, России и странах СНГ, вот только имя компании-разработчика нигде не фигурирует, так как все права перешли к заказчику. Формула Russian Research в офшорном программировании типична.

Шаг к интерактивному телевидению

Успех DART на рынке медиа-измерений вдохновил компанию на новые работы для телевидения. Один из проектов был связан с проблемой оптимизации спутникового вещания (российский аналог — НТВ+). MPG создавала интеллектуальную систему кэширования, которая, накапливая и анализируя предпочтения пользователей, выбирала стратегию выбора и фильтрования информационного наполнения. Поскольку связь со спутником, как правило, односторонняя, как в телетексте, то подобная система кэширования решала задачу проинтерактивности. Выбор архитектуры в таком деле — решение ответственное. Как часть общей домашней системы технология должна была быть распределенной и желательно, но не обязательно беспроводной. Решено было строить систему серверов регистрации, подобную сотовой сети, но с большей масштабируемостью.

«В то время уже была анонсирована технология Microsoft .Net, которую мы рассматривали как одну из возможных платформ для нашей системы, — рассказывает генеральный директор MPG Андрей Ефимов. — Но из-за неготовности .Net мы продолжили поиск в другом направлении и в конце концов остановились на отлаженных технологиях. Мы пришли к выводу, что на базе технологий CORBA и использования платформы и языка Java можно построить все необходимые службы, что и сделали, правда, используя язык C++».

Кризис в США не дал заказчику закончить проект, но позволил выгодно продать IP (Intellectual Property — «интеллектуальная собственность») этой системы израильтянам. Оформление и продажа происходили через заказчика — компанию BroadLogic, выставившую проект на тендер. Но тем самым и MPG приобрела опыт продажи IP.

Связь, мониторинг и Internet

Интересным оказался и поворот в сторону технологий связи. Internet Mobile Manager — это аппаратно-программный комплекс удаленного мониторинга, созданный совместно с партнером — компанией «Семь Печатей», специализирующейся на рынке систем контроля защиты доступа. Суть комплекса в совмещении технологий охранных систем с GSM/GPRS и Internet. Идея очень проста: хозяин, находящийся на любом расстоянии, может управлять своей собственностью и контролировать ее состояние, получая и передавая информацию. Например, с помощью сотового телефона включить полив в парнике на даче, отключить двигатель угоняемой машины и отправить фото угонщика соответствующим органам; посмотреть через Internet, что делают дома дети и как работает дачная отопительная система.

В MPG выбрали распределенную модульную архитектуру, не привязанную жестко ни к системе связи, ни к конечным устройствам. Связь может осуществляться по модему или другому устройству Internet-доступа, как, впрочем, и по мобильному телефону. Интеграция видеокамер, мобильность и энергонезависимость устройства, модульная архитектура сделали систему достаточно универсальной — ее можно применять в самых разных областях, от наблюдения за пригородным участком до научных исследований.


Секреты MPG

Работать должно быть удобно для всех участников проекта — и разработчику, и заказчику. Customer-Developer Portal — внутренний портал MPG, здесь протекает вся внутренняя жизнь проекта. Клиент удаленно через Internet наблюдает за прогрессом разработки, менеджеры планируют, координируют и контролируют его оценивают производительность и сроки выполнения задач, а разработчики и тестировщики ведут свою работу в рамках установленных планов и требований. Такая технология стала возможна после внедрения целого комплекса внутрикорпоративных стандартов и инструментов, осуществляющих автоматическую генерацию спецификаций, технической документации, планов проекта в целом и для каждого разработчика в отдельности. Для этих целей используются не тиражные программы, а собственные разработки, основанные на стандартах. Часто они базируются на открытом ПО.

Планы на будущее в большой степени связаны с мультимедиа — «старая любовь не ржавеет». Поскольку проекты сложны и разнообразны, приходится постоянно вести исследовательскую деятельность. Сейчас изыскания сфокусированы в области применения вещания через беспроводные устройства. Системы мобильной связи третьего поколения и технологии наподобие MPEG-4 открывают богатые возможности в области передачи и кодирования видео в реальном времени, да и накопленные в мультимедийной области навыки тут могут пригодиться.

«Последние исследования в Англии показали, что пользователей теперь больше привлекает широкополосный Internet-доступ, нежели обычное телевидение, — говорит Ефимов. — Представьте себе, как обогатится телевидение, когда станут доступны многослойное, многоязыковое интерактивное видео, мультимедиа-персонажи, гибкая настройка презентации информационного наполнения, возможности самостоятельного выбора камер и множество других элементов, которых не хватает обычному телевидению».

Компания поддерживает словом и делом движение за открытый код, создает свободное и условно-свободное программное обеспечение. MPG размещает в Сети свои полезные для сообщества разработчиков программы (кроме случаев, когда по договору имущественные права на ПО остаются у заказчиков). Например, доступны исходные тексты библиотеки для создания мультимедиа mmLib, мультиплатформенной библиотеки классов «на каждый день» Сommon Library и др. Есть и целый ряд самостоятельных продуктов, часть из них также распространяется через Internet.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями