В лексиконе профессионалов Internet все больше модных слов из трех букв
По словам Вана Сименса (IBM), сети метакомпьютинга становятся логическим продолжением ASP-услуг

С 13 по 15 марта прошел форум профессионалов Internet РИФ 2002, основной темой которого было использование Сети для делового сотрудничества. Об этом говорили как провайдеры, так и производители программ и оборудования. До недавнего времени компании не всегда понимали, как использовать высокоскоростные телекоммуникации для решения своих проблем, однако доклады на РИФе показали, что у западных производителей и отечественных провайдеров уже накопился достаточный багаж знаний и технологий для превращения искусства получения прибыли от Internet в индустрию.

ISP, ASP, IAP…

Основной вопрос, который активно обсуждали провайдеры, был связан с качеством предоставляемых услуг. По мнению большинства, именно вопрос качества предоставляемых услуг должен быть самым важным при выборе подключения к Internet. Главным методом сравнения провайдеры считают технические обязательства на распространение пакетов по сети, которые должны быть указаны в клиентском договоре. Именно такой договор называется SLA. Сейчас некоторые западные и российские провайдеры уже предлагают своим клиентам SLA в надежде привлечь их качеством предоставляемых услуг. Тем не менее провайдер может гарантировать соблюдение технических характеристик только на своей сети, а «сквозного SLA» (договора с несколькими провайдерами) не предлагает никто.

Сейчас в России начинают появляться первые ASP-провайдеры, которые позволяют относительно недорого получить доступ к системам категории ERP или CRM. На РИФ 2002 несколько докладов было посвящено первому крупному ASP-проекту Data Fort. Впрочем, сами авторы проекта называют себя поставщиками инфраструктуры для приложений AIP, что включает не только аренду, но и хостинг приложений и данных. В частности, технический директор Data Fort Дмитрий Поляков рассказал о новой услуге своей компании — АФС («аутсорсинг файловых сервисов»). При этом серверы и рабочие места установлены в офисе клиента, а все данные хранятся в защищенном центре Data Fort. Соединение между офисом и центром хранения выполняется по высокоскоростному каналу Fibre Channel. Такая услуга является подготовкой к внедрению системы восстановления после аварии. Эту услугу Data Fort собирается предоставлять в будущем, причем включая самый дорогой вариант — создание резервного офиса.

Появляется и еще один класс услуг, которые предназначены для бизнеса, — это провайдеры систем безопасности SSP. Такие провайдеры предлагают аренду систем защиты корпоративных телекоммуникаций, то есть в основном VPN-решения. В частности, о предоставлении таких услуг объявила на РИФе компания Infotecs. Таким образом, и в России уже появился полный набор услуг для безопасного и эффективного решения бизнес-задач при помощи Internet.

ERP, CRM, B2B…

Производители программного обеспечения, которые совсем недавно предлагали использовать Internet для взаимодействия компании с внешним миром, вдруг обнаружили, что все те же способы взаимодействия не менее эффективно использовать и внутри компании. Так начали появляться термины с буковкой E (Employe): B2E, ERM и некоторые другие. Причина их появления проста — прежде чем взаимодействовать по Internet с клиентами и партнерами, нужно сначала разобраться, что происходит в компании, оптимизировать внутренние бизнес-процессы и выстроить электронный бизнес в рамках всей компании. В общем, оптимизацию нужно начинать с себя.

Есть три класса решений, которые можно использовать для внутренних нужд: ERP, CRM и корпоративные порталы. Выступавшие на РИФе продемонстрировали, что основное направление развития систем ERP — это постепенный переход на концепцию ERP II, предполагающую использование Internet для делового сотрудничества, интеграции корпоративных приложений, интуитивного использования корпоративных ресурсов и создания ролевых порталов. Поэтому разработчики систем управления крупными предприятиями стараются преобразовать свои «тяжелые» приложения в корпоративные порталы.

Использование методологии CRM для работы со своими служащими при помощи определенных правил, хранимых в базе знаний, при условии объединения с системами управления людскими ресурсами дает новую технологию работы с персоналом, называемую ERM. Ее основная цель — создать внутри коллектива компании такие связи, которые позволяют оптимизировать решение бизнес-задач и снизить процент повторных действий. Следует отметить, что система управления качеством, которую предписывает создать на предприятии стандарт ISO 9000, позволяет выделить места неэффективного расходования корпоративных ресурсов. В результате ERM может работать в тесной связке с системой управления качеством.

Появляются также инструменты для исследования различных сообществ людей, которые взаимодействуют через Internet. Инструменты можно использовать как для исследования внешних сетевых сообществ, так и для оптимизации взаимоотношений между служащими компании. В частности, на РИФе была представлена технология компании People-to-People, когда по действиям пользователей создается так называемый профиль, позволяющий с помощью механизма вывода на основе достаточно простых правил предсказывать интересы участников сообщества. Сейчас компания выпустила серию продуктов, предназначенных для различных применений как внутри компании, так и за ее пределами.

.NET…

На шестом РИФе были представительные делегации генерального спонсора форума — IBM и Sun Microsystems. И те и другие вели речь о распределенных вычислениях. Но если представители Sun говорили о Web-службах, то докладчики от IBM концентрировали значительное внимание на технологиях метакомпьютинга. Компания приступила к построению сети метакомпьютинга и уже предлагает покупать ее услуги. Смысл предложения сводился к тому, что клиенты могли в любой момент задействовать потребные им вычислительные ресурсы сети для решения своих задач. Таким образом, сети метакомпьютинга становятся логическим продолжением ASP-услуг, только клиент арендует не приложение, а вычислительные и сетевые ресурсы.

Ван Сименс из IBM привел следующие примеры применения технологий метакомпьютинга: решение задач, требующих сложных вычислений, перераспределение нагрузки между информационными системами филиалов предприятия, «бизнес по запросу» и восстановление системы после аварии. Бизнес по запросу — это услуга аренды части сети метакомпьютинга для создания временного проекта, например тестового электронного магазина или проведения рекламной кампании, PR-акции. При этом стоимость аренды зависит от реально потребленных услуг и может меняться.


Что все это значит?

Расшифровка некоторых популярных аббревиатур

  • IAP: Internet Access Provider — провайдер доступа в Internet
  • SLA: Service Level Agreement — договор об уровне обслуживания
  • AIP: Application Infrastructure Provision — поставщик инфраструктуры для приложений
  • SSP: Security Service Provider — провайдер услуг безопасности
  • B2E: Business to Employee — бизнес для своих служащих
  • ERM: Employee Relationship Management — управление взаимодействия с подчиненными
  • B2B4C: Business-to-Business for Community — системы класса «бизнес — бизнес» для сетевых сообществ