В Московском государственном университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ) прошла шестая конференция «Реинжиниринг бизнес-процессов на основе современных информационных технологий. Системы управления знаниями», приуроченная к 70-летию этого учебного заведения.

Особое внимание, по мнению ректора МЭСИ Владимира Тихомирова, сейчас должно быть уделено управлению знаниями. Это тем более важно, что управление знаниями является неотъемлемой частью учебного процесса, а информационные технологии все глубже входят в этот процесс. Так, уже со следующего учебного года МЭСИ планирует предоставить возможность заочного обучения по трем специальностям исключительно посредством Internet.

Владимир Тихомиров: «Проблему управления знаниями мы все сильнее ощущаем по мере того, как приближаемся к ?электронному? образованию»

По мнению профессора Сергея Ильдеменова, заместителя директора Социального инновационного центра, нельзя относиться к знаниям как к продуктам. Само по себе накопление знаний не дает организации никаких преимуществ. Очень важно суметь использовать знания в бизнес-процессах, поскольку именно они способствуют преобразованию знаний в реальные ценности для клиента. Но далеко не везде удается этого добиться. Ильдеменов считает, что причина этого кроется в плохой организации бизнес-процессов, причем далеко не всегда, примерно в четверти случаев, реинжиниринг бизнес-процессов решает эту проблему. Для успеха реинжиниринга необходимо не только использовать знания, подходящие для данного бизнес-процесса, но еще и правильно организовать его: продумать мотивацию, определить движущие силы, ограничители, суметь правильно использовать возможности людей. Проводя реинжиниринг в крупной компании, необходимо прежде всего определить направление, в котором компания должна развиваться, повышая свою конкурентоспособность, и изменения, которые необходимо осуществить для этого. Эти аспекты лучше всего обсудить, организовав обмен мнениями среди ведущих менеджеров и специалистов предприятия. Однако и это полдела: для успеха нужно также довести до практики полученные в ходе «мозгового штурма» знания.

Евгений Зиндер, главный редактор журнала «Директор информационной службы», считает, что начинать реинжиниринг бизнес-процессов следует с маркетингового управления. Редкое предприятие не хочет выйти на внешние рынки, спрогнозировать конъюнктуру спроса, получить инвестиции, начать выпускать новые продукты и пр. Все эти мотивы носят прежде всего маркетинговый характер. К сожалению, многие российские предприятия не имеют развитого маркетингового управления, и это обстоятельство становится одной из главных причин неудачного завершения многих проектов по реинжинирингу. В конечном счете эти проекты упираются в фундаментальную задачу — построение предприятия, ориентированного на клиента.

Если продолжать работы по реинжинирингу дальше, то, вероятно, скоро придется пересмотреть структуру логистики предприятия и его партнеров. По данным, которыми располагает Виктор Сергеев, президент Международного центра логистики Государственного университета — Высшей школы экономики, лишь 2% предприятий имеют сознательно, а не стихийно сформированную систему логистики, роль которой в бизнесе все время растет. Технологические возможности конкурентов быстро уравниваются, поэтому предприятия все чаще пытаются получить конкурентное преимущество за счет построения более быстрой и экономически эффективной логистической цепочки.