Linux-кластеры составляют конкуренцию суперкомпьютерам
Дэн Рид: «При использовании технологий метакомпьютинга не нужно знать, где находится та или иная система; информация доступна тогда, когда она требуется»

Работу Дэна Рида, генерального директора Национального центра суперкомпьютерных вычислений, можно без преувеличения считать одной из самых интересных во всей информационной отрасли. Он возглавляет организацию, которая ставит своей целью расширить границы возможностей информатики и потому первой предлагает многие концептуальные для ИТ-инфраструктуры решения. В интервью главному редактору InfoWorld Майклу Визарду Рид объясняет, почему его организация столь активно занимается Linux-кластерами и метакомпьютингом.

Как возникла концепция метакомпьютинга?

По аналогии с электрическими сетями. На обывательском уровне никого, по существу, не волнует, где находится электростанция. Мы просто рассчитываем на то, что, когда понадобится, в электрической розетке будет ток. Понятие метакомпьютинга предусматривает такую же возможность располагать не только нужными процессорными ресурсами, но и данными, и получать доступ к удаленным приложениям. Не нужно знать, где находится та или иная система; информация доступна тогда, когда она требуется.

На каком этапе своего развития технологии метакомпьютинга начинают выходить за рамки лабораторий и внедряться в коммерческих приложениях?

Мы, конечно же, пока находимся на начальной точке этого процесса. Подобные внедрения мы увидим в ближайшие три-четыре года, после чего сфера их применения быстро начнет расширяться. Некоторые производители — самыми известными из этих компаний являются Sun и IBM — уже заявили о своей поддержке большей части стандартной программной инфраструктуры метакомпьютинга. Но некоторые фрагменты этой инфраструктуры только разрабатываются. В частности, вместе с Аргонской национальной лабораторией, Суперкомпьютерным центром в Сан-Диего и компанией Caltech мы работаем над созданием сети, которая стала бы магистралью метакомпьютинга высшего уровня. Как и ARPAnet, она начнется с небольшого числа узлов, объединение которых приведет к созданию сети, получившей название Teragrid. Она-то и станет фундаментом, магистралью для научной и исследовательской сети метакомпьютинга, охватывающей всю территорию США. В качестве стандартных компонентов для этих вычислительных узлов мы выбрали Linux-кластеры, которые будут оснащены процессорами Intel McKinley. К этим узлам мы намерены подключить магистраль с пропускной способностью 40 Гбит/с, которую нам помогает развертывать компания Qwest. Мы рассматриваем все это как своего рода тестовый полигон, который можно будет использовать для развертывания и тестирования инфраструктуры и затем добавлять к ней другие службы и вычислительные узлы по всей стране.

Какая роль в вашем проекте отводится XML?

Я думаю, что реальную трудность в поддержке архивов как бизнес-данных, так и научной информации, представляет проблема метаданных, то есть то, как обеспечивается интероперабельность между несколькими базами данных с различными соглашениями об именовании. Именно здесь мы пытаемся поделиться собственным опытом, накопленным в результате работы над крупномасштабными проектами добычи данных. Главный компонент здесь — это XML.

Учитывая вашу приверженность Linux, каковы ваши отношения с Microsoft?

Около года назад мы приняли стратегическое решение перенести свои основные усилия с Windows NT на Linux. В связи с этим наши отношения с Microsoft изменились. Но на самом деле вопрос о взаимодействии сред метакомпьютинга с платформой Microsoft .Net весьма важен. Переговоры с Microsoft продолжаются, мы совместно работаем над интеграцией некоторого ПО метакомпьютинга с .Net, поэтому поддерживаем интероперабельность между решениями на базе Linux и настольными приложениями, работающими под управлением Windows.

Как, по-вашему, Linux повлияет на отрасль в целом?

Когда я разговариваю со специалистами из Hewlett-Packard, IBM или другими производителями о том, почему их интересует Linux, их ответы в основном сводятся к следующему: это способ решить вопрос, каким образом, располагая жестко лимитированными материальными ресурсами и кадрами, добиться максимальной отдачи? Если компании, предлагающие ПО, большую часть прибавочной стоимости создают на приложениях или построенных на них решениях, то сокращение инвестиций в ОС позволяет вкладывать ресурсы в решение насущных проблем с большей отдачей. Именно это, как мне кажется, и произойдет благодаря распространению Linux.