Традиционный партнерский семинар компании «1С»
В докладе Бориса Нуралиева были отмечены положительные сдвиги в отношении к борьбе с пиратством в России

На традиционном партнерском семинаре «1С» яблоку негде было упасть: число его участников перевалило за тысячу. Борис Нуралиев в почти двухчасовом выступлении подводил итоги 2001 года по многочисленным направлениям деятельности фирмы. Год признан удачным: объем продаж по сравнению с предыдущим вырос в 1,4 раза. Впрочем, такие темпы роста продаж на внутреннем рынке характерны практически для всех лет жизни компании, за исключением кризисного 1998 года. Фирма считает свое относительно быстрое развитие результатом нормальных темпов российской экономики, но надо отдать должное и руководству, которое эффективно управляет столь «развесистой» (по выражению Нуралиева) структурой.

«1С» распространяет более 1500 программ массового спроса, включая не только собственные разработки, но и Microsoft, Novell, Symantec, Lotus, ABBYY, ИНЭК, «Лаборатории Касперского», «Никиты» и многих других. Из проданных в 2001 году 4 млн. копий — более 160 тыс. составляют деловые и свыше 2,5 млн. — игровые и обучающие программы собственной разработки.

В дилерской сети компании более 2700 постоянных партнеров в 460 городах России и в странах СНГ, а сеть «1С:Франчайзинг», выросшая за год на 28%, включает 2205 предприятий. Так что по самочувствию «1С» вполне можно судить о «температуре» рынка тиражного ПО.

Год «домашних» программ

Продажи «домашнего» ПО растут значительно быстрее, чем «делового», хотя в денежном выражении последнее по-прежнему доминирует в обороте компании. За 2001 год продажи экономических программ в натуральном выражении выросли примерно на 35%, а «домашних» — в 2,25 раза, причем объем реализации игровых и обучающих программ «1С» превысил суммарные продажи за 1997-2000 годы, что, по словам Нуралиева, сопоставимо с общим количеством домашних компьютеров. В прошлом году компания поставила несколько своих продуктов в 31 тыс. сельских школ России, правительство Белоруссии закупило серию «1С:Репетитор», а фонд Сороса начал закупки софта «1С» в рамках своей программы комплектации библиотек.

Пользуясь благоприятной конъюнктурой, решено примерно на 10 центов поднять оптовые цены на экономичные версии домашних продуктов. Кроме того, в 2002 году планируется выпустить свыше 80 новых игр и более десяти проектов образовательной направленности.

«Переходная» тактика

Что касается основного продукта, «1С:Предприятие», то партнеров познакомили с целым букетом «новых редакций типовых конфигураций», большая часть обновлений связана с учетными нововведениями. Почти экстремальные условия работы, к которым, впрочем, в компании были готовы, заставили отступить от правила не консультировать клиентов по бухгалтерским вопросам. Более 160 организаций, участвующих в программе поддержки пользователей «Переход 2002», не только оказывают пользователям технологическую поддержку по обновлению ПО и переносу данных, но и консультируют их по вопросам налогового учета и работы с новым планом счетов. По расчетам компании, к концу первого квартала большинство из почти 400 тыс. фирм, использующих «1С:Предприятие», завершат переход на новые условия учета.

Кадры все еще решают

Подавляющее большинство партнеров «1С» отметили рост рынка внедренческих услуг, при этом, главным фактором, сдерживающим развитие этого бизнеса, была названа нехватка квалифицированных специалистов. Как отметил Нуралиев, в 30% российских вузов в той или иной форме учат информатике, но нет ни одного специализированного учебного заведения, где обучали бы управлению складом или автоматизации расчета заработной платы. Свой посильный вклад в поддержку ИТ-образования, не забывая и о маркетинговых интересах, «1С» вносит — обучает «внедренцев» в трех собственных учебных центрах, поддерживает этот процесс еще в 800 авторизованных, таким образом общее число аттестованных специалистов превысило 10 тыс.

Вузам, в которых экономические дисциплины преподают в сочетании с современными математическими методами и технологиями программирования, предоставляются льготные условия при приобретении ПО и методическая поддержка.

Пиратству — бой

В докладе Нуралиева отмечены положительные сдвиги в отношении к борьбе с пиратством и к защите интеллектуальной собственности как со стороны государственных, так и общественных организаций. С пиратством достаточно успешно борются разные управления МВД, налоговая полиция и другие государственные структуры. Американские Internet-провайдеры оказывают помощь в закрытии пиратских сайтов в зонах .net, .com и .org, готовы сотрудничать с разработчиками и российские провайдеры. Координация усилий разработчиков ПО и госструктур уже принесла свои плоды: реальные уголовные дела и снижение количества контрафактных дисков с программами «1С».

Ищем, как лучше

Для более эффективного использования потенциала своих партнеров компания активно внедряет новые формы сотрудничества: на пилотном проекте «1С:Подрядчик строительства» с «Импульс-ИВЦ» опробована технология выпуска совместных продуктов для дальнейшего продвижения под торговой маркой «1С». На семинаре были представлены новые партнерские разработки для фармацевтики и медицины, для общепита и гостиничного бизнеса, для строительной сферы и страхования. Объем продаж через «1С» партнерских разработок, имеющих сертификат «1С:Совместимо!», и совместных продуктов в 2001 году увеличился в 2,3 раза.

С начала 2002 года «1С» начала выпускать на своих производственных мощностях большую часть линейки продуктов «Антивирус Касперского», обеспечив их более оперативную поставку партнерам. Для облегчения экспорта ведется работа по открытию производства на Украине.

Не меньше, чем новые проекты, участников семинара интересовали возможности расширения сотрудничества с государственным сектором. Впервые на подобном мероприятии по просьбе партнеров выступал представитель Минэкономики с докладом о программе «Электронная Россия».


Навстречу сервису

Еще одним шагом в направлении от разовой продажи к значительно более выгодному с финансовой точки зрения постоянному сервисному обслуживанию эксплуатируемых учетных систем является введение стандартной методологии внедрения. Год назад «1С» получила сертификат Det Norske Veritas, подтверждающий, что Типовая система качества франчайзи — стандартизованная технология управления качеством разработки, внедрения и сопровождение автоматизированных систем с использованием «1С:Предприятие» соответствует требованиям стандарта ISO 9001:2000.

Трудно представить, что сертификат прибавит популярности и без того известной торговой марке, но тем не менее за прошедшее время сертификаты соответствия международным стандартам уже получены рядом компаний. По мере роста количества предприятий, обслуженных по технологии ТСКФ, доля клиентов, оценивающих качество их работы как «хорошее» и «высокое», выросла с 73% до 80%.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями