С 1998 года на Братском алюминиевом заводе действует интегрированная система «Антеус 2001». Давая системе такое название, ее создатели явно намекали на большое будущее своего детища в приближающемся третьем тысячелетии. 2001 год прошел, и настало время подводить итоги.

Братск у большинства из нас ассоциируется со знаменитой ударной комсомольской стройкой 60-х. Мощный каскад гидроэлектростанций в Восточной Сибири как источник дешевой электроэнергии стимулировал развитие алюминиевой индустрии в регионе. Производство алюминия — одно из самых энергоемких, экспорт этого металла иногда называют экспортом концентрированной электроэнергии, и потому во всем мире алюминиевые заводы стараются располагать в непосредственной близости от электростанций. Строительство завода в Братске началось в 1961 году, в июле 1966-го был получен первый алюминий.

Сегодня Братский алюминиевый завод, входящий в компанию «Русский алюминий», — крупнейший мировой производитель этого металла. На долю БрАЗа приходится более 30% российского и около 4,5% мирового первичного алюминия, и по объему производства, который в прошлом году превысил 900 тыс. тонн, никакой завод в мире не сравним с Братским. С 1998 года здесь действует интегрированная система бухгалтерского учета, финансового контроля и планирования «Антеус 2001», разработанная и внедренная московской компанией «Юникон». Давая системе такое название, ее создатели явно намекали на большое будущее своего детища в приближающемся третьем тысячелетии. 2001 год прошел, и настало время подводить итоги.

Функции «системы XXI века»

В середине 90-х годов БрАЗ, как и вся отечественная промышленность, переживал непростые времена перехода к новым условиям хозяйствования. Став после проведенного в 1992 году акционирования частной компанией, завод пустился в свободное плавание по волнам рынка. Заводу нужно было сформулировать и реализовать принципы эффективного управления в новых условиях. Ситуацию усложняли такие неблагоприятные факторы, как ужесточающееся тарифное давление со стороны транспортных и энергетических компаний, повышение цен на материальные ресурсы. Все это требовало от руководства завода поиска путей снижения издержек и формирования устойчивой материальной базы для функционирования и развития производства и максимизации прибыли. Учитывая большую зависимость предприятия от мировых цен на алюминий, во главу угла при формировании новой структуры управления была поставлена централизованная система управления финансами.

Для реструктуризации управления понадобилась корпоративная информационная система, которая интегрировала бы все функции учета, контроля и принятия управленческих решений на предприятии. Решено было идти по пути разработки и внедрения заказной системы, начав процесс с полного аудита предприятия. Для проведения всей этой работы БрАЗ обратился к аудиторско-консалтинговой компании «Юникон».

Ситуация на БрАЗе до прихода специалистов «Юникона» была типичной — «островки» автоматизации в разных подразделениях, разрозненные локальные сети, компьютерная неграмотность подавляющего большинства сотрудников. Поэтому параллельно с разработкой ПО закупалась необходимая компьютерная техника, объединялись сетевые конфигурации отделов заводоуправления, и, главное, по рекомендациям «Юникона» шла реорганизация бизнес-процессов для построения более эффективной системы учета, контроля и управления всеми материальными и финансовыми ресурсами завода. На пять программистов, которые писали ядро системы, приходилось несколько десятков консультантов по внедрению, которые трансформировали специфику управления хозяйственной деятельностью завода, организационную структуру различных подразделений для реализации рабочих мест «Антеуса».

Система «Антеус 2001» интегрирована по функциям управления, использует единые стандарты сбора, обработки и предоставления данных и вводит единые регламенты управления основными бизнес-процессами. В качестве базового, системообразующего инструмента управления предприятием в «Антеусе 2001» реализована система планирования и бюджетирования. В рамках централизованной системы бюджетирования создана единая структура трехуровневых сквозных бюджетов и планов — стратегических, тактических и оперативных, согласованных между собой по времени и по функциональности и обеспечивающих интеграцию всех подсистем управления. Все процессы управления скоординированы для достижения стратегических целей (финансовых результатов), задаваемых мастер-бюджетом. Единое информационное пространство объединяет все объекты и автоматизирует все виды учета — оперативный, бухгалтерский, управленческий и налоговый. Система регламентирует ответственность руководителей всех уровней за исполнение соответствующих планов и бюджетов.

Начав работу над проектом в 1994 году, в «Юниконе» вели поэтапную разработку и внедрение модулей системы, постепенно включая различные финансово-хозяйственные службы завода в единое информационное пространство «Антеуса». Промышленная эксплуатация отдельных подсистем была начата в 1996 году, а полностью система заработала с июля 1998 года. Одной из последних в рамках «Антеуса» была реализована система управленческой отчетности на базе технологий хранилищ данных и OLAP, для построения которой использовались продукты компании Business Objects. Этот модуль обеспечивает информационную базу для принятия управленческих решений руководителями верхнего звена. Начальник отдела информационных технологий Дмитрий Игнатенко отмечает, что аналитическая функциональность этой подсистемы особенно востребована с момента вхождения БрАЗа в компанию «Русский алюминий», поскольку руководству головной компании постоянно требуется обобщенная информация о финансово-экономическом состоянии завода.

Первоначально система была реализована с использованием СУБД Centura SQL Server, которая ограничивала объем хранения 1 Гбайт данных. Однако этого предела система достигла, как только заработали на полную мощность большинство рабочих мест. Поэтому уже после ввода «Антеуса» в промышленную эксплуатацию было решено заменить сервер баз данных на Oracle.

Перипетии внедрения

Три года можно считать нормальным сроком для внедрения заказной разработки на сложном, крупномасштабном предприятии. Хотя вполне вероятно, что это время могло сократиться, если бы на самых первых этапах по-другому была построена работа по развертыванию системы. Создание специализированной системы для конкретного предприятия подразумевает сотрудничество исполнителя и заказчика. Последний как минимум выступает постановщиком задач, а в идеале должен принимать активное участие во внедрении, осваивая и корректируя систему по ходу, а не в момент окончания разработки. На БрАЗе поначалу ситуация сложилась совсем иная. Руководство завода посчитало, что «Юникон» обязан сдать систему «под ключ», и никак не стимулировало собственных специалистов на участие в проекте. Они, как правило, выступали в роли сторонних наблюдателей. В итоге по истечении двух лет первые готовые к эксплуатации модули «Антеуса» оказались откровением для потенциальных пользователей.

Потребовалось немало времени и усилий на то, чтобы на заводе перестали ждать от системы чудесного выполнения всех задач без участия человека и включились в активную работу по освоению возможностей «Антеуса». Это был тяжелый процесс: пользователи отторгали и новую технику, и новые принципы организации работы, заложенные в системе. Непривычно и неудобно было чувствовать, что от качества твоей деятельности напрямую зависят другие люди. Долго не могли сломать десятилетиями складывавшуюся практику ручного пересчета. Система упорядочивала организационную структуру предприятия и подчас требовала идти на болезненную для служащих завода реорганизацию.

Можно сказать, что сегодня ситуация коренным образом изменилась. Союз «Антеуса» и БрАЗа развивается вполне счастливо и не стал иллюстрацией широко распространенного стереотипа, когда заказчик превращается в заложника компании — разработчика заказного решения. Специалисты «Юникона» смогли подготовить пользователей системы и тех, кто отвечает за ее сопровождение и развитие. С внедрением «Антеуса» на заводе был создан ИТ-отдел для поддержки системы. Разработка «Юникона» предоставляет инструментарий для наращивания функциональности и создания новых рабочих мест, который доступен пользователям-непрограммистам. После завершения работ и окончания полугодового срока сопровождения «Юникон» полностью прекратил партнерство с заводом, и система успешно поддерживается силами специалистов БрАЗа. Для перевода системы на Oracle сотрудники ИТ-отдела прошли обучение в московском учебном центре «Академия АйТи». Половина из 300 рабочих мест в системе реализована уже после ухода «Юникона». Сегодня встает задача модернизации «Антеуса», и на заводе рассчитывают справиться с ней без привлечения специалистов извне.

Итоги и планы

«Антеус 2001» реализует комплекс планирования, учета и управления различными аспектами финансово-хозяйственной деятельности завода. Юрий Пурденко, заместитель генерального директора БрАЗа по стратегическим вопросам, осуществлявший научное руководство проектом, отмечает, что благодаря внедрению «Антеуса» на заводе сложился системный подход к использованию всех видов ресурсов, осуществляется четкий контроль над ними, отслеживаются издержки производства, и это позволяет искать пути их экономии, незамедлительно поступает вся информация о затратах, предоставляя возможность оперативно вмешиваться и регулировать ситуацию.

Хотя система работает уже три года, экономический эффект от ее внедрения на заводе не просчитывался. Однако очевидно, что, упорядочивая процессы планирования и управления, система оказывает определяющее влияние на высокие финансовые и технико-экономические показатели деятельности предприятия. Пурденко расшифровывает название системы как «антикризисная (АНТ), единая (Е), управляющая (У), интегрированная система (С)» и подчеркивает, что «Антеус» действительно дает возможность спрогнозировать движение денежных потоков, спланировать наперед распределение прибыли, выплату налогов, предвидеть болевые точки и предусмотреть меры для предотвращения кризисов.

По словам Пурденко, базируя управление предприятием на таком фундаменте, как «Антеус», удается избежать широко распространенной в нашей промышленности ситуации, когда рентабельное предприятие не находит средств на выплату заработной платы и собственное развитие, поскольку не умеет эффективно контролировать свои ресурсы. Благодаря «Антеусу» на БрАЗе упорядочены основные платежи и руководство завода всегда видит узкие места и резервы. «Антеус» позволяет экономить и изыскивать финансовые возможности для модернизации производства, внедрения современных, щадящих экологию технологий, реализации социальных программ для работников завода, повышения заработной платы и т.д.

С момента начала проекта прошло уже семь лет, и у пользователей системы неизбежно возникают новые требования и новые представления о том, как она должна работать. Большая часть функциональности «Антеуса» по-прежнему удовлетворяет общим задачам финансового управления, но сейчас на заводе продумывают возможности доработки системы. По мнению начальника управления автоматизации БрАЗа Владимира Герасимова, основным ограничением системы является то, что она затрагивает в основном верхний уровень управления и не поддерживает низовые операции, в частности оперативный учет материальных ценностей на складе. Реализация именно этой функции силами ИТ-специалистов завода — первоочередная задача дня.

Новый век, новый БрАЗ

2000 год принес на Братский алюминиевый завод большие перемены. С приходом новой руководящей команды на заводе развернулась активная деятельность по модернизации. Динамика изменений, происходящих в сфере автоматизации, впечатляет. В прошлом году все разрозненные службы, связанные с эксплуатацией и обслуживанием компьютерной техники (в производственных цехах и финансово-экономических подразделениях) были объединены в Управление автоматизации БрАЗа с высоким статусом и прямым подчинением генеральному директору завода. Как отмечает Герасимов, консолидация всей деятельности по автоматизации как технологических процессов, так и управленческого труда должна способствовать сокращению затрат и повышению качества работ. Однако главная цель объединения состоит в том, чтобы найти эффективную организационную форму для БрАЗа к реализации общей политики «Русского алюминия» по созданию единой информационной инфраструктуры компании. Эта политика подразумевает интеграцию работ по автоматизации технологических процессов на производстве и централизованное управление хозяйственной деятельностью для всех заводов холдинга.

За год на БрАЗе проведена масштабная модернизация рабочих мест АСУТП и реализуется информационно-технологический комплекс, объединяющий данные о технологических параметрах электролизеров со всех корпусов завода. Комплекс уже интегрирован в единую информационную среду «Русского алюминия» — данные доступны в реальном времени не только для мастеров цехов и руководства завода, но и для штаб-квартиры компании в Москве. На БрАЗе создано специальное бюро компьютерного моделирования для предварительной компьютерной экпертизы различных технических решений, ведется переоснащение парка компьютерной техники. По рекомендациям «Русского алюминия» в качестве серверной платформы на заводе установлены системы Sun Microsystems, а на клиентских местах — персональные компьютеры Compaq. Ведется модернизация сетей, завод переходит на оптоволокно. За первые полгода работ по модернизации поставлено более 500 новых компьютеров, а общие затраты на автоматизацию в прошлом году составили несколько миллионов долларов.

Найдет ли место «Антеус 2001» в новой информационной среде БрАЗа, которая так активно формируется сегодня? На первых порах, несомненно, да. Сейчас продумывается возможность интеграции финансовых модулей с АСУТП и системами компьютерного моделирования технологических процессов. Тогда параметры, отслеживаемые в системе управления процессами на производстве, будут использоваться для определения себестоимости готовой продукции практически в реальном времени. Кроме того, появится возможность вывести интегральный, экономический критерий оценки технических решений. Эта работа планируется именно для «Антеуса». Однако на БрАЗе знают, что головная компания намерена реализовать централизованную структуру управления всеми ресурсами «Русского алюминия» на базе системы SAP R/3, и ее внедрение в Москве уже ведется.

Со временем к R/3 в штаб-квартире компании подключатся все заводы холдинга. Для БрАЗа это отдаленная, но вполне реальная перспектива. Из этого следует, что «Антеусу 2001» не суждено стать системой XXI века, она неизбежно будет вытеснена более мощным и современным решением. Но система сыграла и продолжает играть свою роль, создавая предпосылки для стабильного развития БрАЗа в наступившем столетии.


Семь компонентов «Антеуса»

Разработчики реализовали в «Антеусе 2001» более 120 задач, охватывающих все системы финансового управления заводом. Все задачи сгруппированы в семь подсистем, каждая из которых поддерживает непрерывное выполнение основных процессов управления.

Подсистема «Сводное управление»: стратегическое (годовое), тактическое (квартальное) и оперативное (ежемесячное) планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия, контроль и анализ исполнения планов.

Подсистема «Управление продажами»: ведение контрактов, декларирование товаров, оперативный и бухгалтерский учет операций по экспорту и толлингу, бухгалтерский учет готовой продукции и ее реализации на внутреннем рынке, а также реализации работ и услуг.

Подсистема «Управление закупками»: ведение контрактов, декларирование, оперативный и бухгалтерский учет операций и расчетов с поставщиками по импорту сырья и материалов, оперативный и бухгалтерский учет закупок на внутреннем рынке и поступлений на склады сырья, оперативный и бухгалтерский учет движения материалов и расчетов с поставщиками.

Подсистема «Учет затрат»: учет затрат на производство, определение фактической себестоимости отдельных видов производимой на заводе продукции, вычисление себестоимости продукции цехов основного и вспомогательного производств, контроль за использованием в процессе производства материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Подсистема «Инвестиции»: ведение контрактов, декларирование, оперативный и бухгалтерский учет операций и состояния расчетов с поставщиками по импорту оборудования, оперативный и бухгалтерский учет закупок, расчетов с поставщиками и реализации оборудования на внутреннем рынке, бухгалтерский учет основных средств и капитальных вложений, оперативный и бухгалтерский учет долгосрочных финансовых вложений в рублях и валюте.

Подсистема «Финансы»: оперативный и бухгалтерский учет финансовых ресурсов предприятия, начиная от выставления счетов за отгруженную продукцию и заканчивая учетом распределения прибыли предприятия.

Подсистема «Работа с таможенными органами»: планирование таможенных платежей, оперативный и бухгалтерский учет таможенных платежей, корректировка таможенной стоимости.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями