Корпорация Microsoft на пути от продажи программ к продаже услуг
Самая дорогая возможность приобретения ПО Microsoft — коробочная поставка, которая дает и самые полные права на использование ПО

Компания SoftLine провела 12 февраля семинар для своих клиентов под названием «Новая политика лицензирования Microsoft». Основным направлением совершенствования лицензионной политики корпорации является переход от продажи продуктов к продаже услуг по совершенствованию ПО. Именно по этому пути сейчас идет большинство производителей программного обеспечения, в том числе Oracle, Novell и Red Hat. Правда, у Microsoft путь особенный.

Чтобы понять, какое место в продажах корпорации занимают характерные для свободно распространяемого программного обеспечения сервисные контракты, рассмотрим сначала возможности покупки продуктов Microsoft. Самая дорогая — коробочная поставка, которая дает полные права на использование программного обеспечения, но только его одной копии. Все остальные лицензии предоставляют тот или иной уровень скидок. Основная масса корпоративных закупок осуществляется на условиях Open License, которая стоит дешевле, но минимальный заказ составляет пять копий продукта. При первой покупке заключается двухгодичный контракт, который позволяет докупить еще лицензии уже поштучно. Эта схема лицензирования имеет пять уровней скидок плюс специальные условия для образовательных и государственных организаций.

Другая модель лицензирования — Open Subscription License (OSL) — по сути является арендой приложения на определенный срок. В рамках этой лицензии оплата происходит раз в год с фиксированной ценой каждой лицензии, причем в течение года можно устанавливать небольшое количество новых продуктов, а оплачивать их уже в следующем году. В рамках этой программы можно бесплатно пользоваться новыми версиями продуктов или докупить дополнительные программы из специального списка.

Модель OSL по сути своей уже является продажей сервиса, а в покупке на условиях Open License предусмотрен дополнительный сервис Software Assurance, который позволяет бесплатно переходить на новые версии продуктов по мере их появления в течение двух лет. Правда, гарантий, что производитель будет соблюдать некий график выпуска новых версий и исправлять ошибки в старых. Понятно стремление продавать еще не разработанные продукты, но для покупателя, кроме цены, выгода не столь очевидна, поскольку исходные тексты продуктов не доступны даже частично, а юридических гарантий компания не дает.

Самый дешевый способ приобретения продуктов Microsoft — покупка OEM-версии. Законность этой лицензии определяется правилами приобретения дистрибутива, которые могут существенно меняться. Так, в феврале этого года OEM-версию Windows можно было купить в двух случаях: либо с уже собранным компьютером, либо с непериферийным оборудованием.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями