Новая философия помогает работникам получать удовлетворение от результатов своего труда
Завлекая покупателей, продавцы на рынке Pike Place Fish Market в Сиэтле весело и шумно жонглируют на прилавках форелью и лососем. Идея новой методики для руководства заключается в том, чтобы заразить сотрудников энтузиазмом, заставить их относиться к работе как к увлекательной игре

Выловленная рыба сказок не рассказывает и советов не дает. Однако все больше и больше сотрудников различных предприятий могут поделиться своими наблюдениями относительно растущего энтузиазма, повышения производительности труда и удовлетворенности работой, которые возникают в результате внедрения методов менеджмента, появившихся на свет благодаря наблюдениям за веселым перебрасыванием рыбой.

Эта философия менеджмента зародилась после выхода в 1998 году на экраны фильма, который так и назывался «Рыба!». Картина демонстрировала стиль работы торговцев рыбой на рынке Pike Place Fish Market в Сиэтле. Завлекая покупателей, продавцы весело и шумно жонглируют на прилавках форелью и лососем. Идея новой методики для руководства заключается в том, чтобы заразить сотрудников энтузиазмом, заставить их относиться к работе как к увлекательной игре. Работникам же нужно задуматься о том, как полнее удовлетворить потребности клиентов.

Несколько позже Стивен Лундин, Гарри Пол и Джон Кристенсен написали по мотивам этого фильма книгу «Рыба! Замечательный способ повысить моральный дух и улучшить результаты» (Fish! A Remarkable Way to Boost Morale and Improve Results. — Hyperion, March 2000). В ней авторы конкретизировали этапы реализации новой концепции управления подразделениями компании и бизнесом в целом.

В чем суть?

Книга рассказывает о разочарованной женщине, которая выполняет обязанности начальника отдела и вынуждена постоянно бороться с разгильдяями-подчиненными. И вот однажды во время обеда главная героиня заходит на рынок Pike Place Fish Market и видит жизнерадостных торговцев рыбой, занимающихся привычным делом. Она находит наконец идеал работника и пытается подогнать под него свою пеструю команду, стремясь превратить тусклое объединение ничем не блещущих людей в коллектив счастливых тружеников, показывающих чудеса эффективности.

Философия торговцев рыбой базируется на четырех концепциях: выборе для себя правильной позиции, превращении работы в увлекательную игру, завоевании симпатий клиента и создании привлекательного имиджа. Выбор правильной позиции предполагает создание сразу нескольких идеальных образов — демонстрацию ответственности, активное участие в решении производственных задач, неприятие роли жертвы и представление в выигрышном свете своего профессионального «я». «Наш фильм действительно рассказывает о создании собственного имиджа и направлен на повышение сознательности работников, — заявил создатель «Рыбы» и генеральный директор консультационной компании ChartHouse International Learning Джон Кристенсен. — Я убежден в том, что философия, которую мы предлагаем, принесет наивысшую отдачу именно в технологической сфере. Большинство ИТ-специалистов работают в своем замкнутом пространстве и зачастую не видят того, что происходит рядом. Исповедуя новую стратегию, вы начинаете задумываться о том, насколько полной вам представляется картина работы вашей организации».

Специалисты по информационным технологиям, особенно программисты, как правило, находятся в изоляции, обусловленной характером выполняемых ими задач. Новая философия напоминает работникам о необходимости принятия осознанных решений, помогающих получать удовлетворение от результатов своего труда. Подобный подход создает условия для высвобождения творческих сил, более качественного выполнения поставленных задач и улучшения рабочей атмосферы.

На крючке

Некоторые крупные корпорации (среди них Ford Motor, AT&T и State Farm Insurance) уже успели «заглотить» предложенную им наживку, и сегодня эта оригинальная философия является составной частью программ обучения.

В апреле 2000 года менеджер корпорации Ford по организационным вопросам Джон Литтл начал внедрять стратегию торговцев рыбой в подразделении материального обеспечения, планирования и логистики. Подобно главной героине книги, основной упор он сделал на повышении морального духа сотрудников.

«Работников этого подразделения всегда отличала апатия и нежелание что-либо менять, — признался Литтл. — Многие сотрудники полагали, что работа — не место для веселья».

Прежде всего Литтл решил заняться реализацией основной концепции, предполагающей выбор правильной позиции. Он попытался выяснить, что думают сотрудники по поводу проявления радости и энтузиазма на рабочем месте.

«Я предложил им на минуту помечтать вместе со мной, — вспоминал Литтл. — Что если нам устроить здесь праздник? На что это будет похоже?»

А уже год спустя в этом подразделении Ford царили неформальные отношения. Люди вели себя непринужденно, повсюду можно было увидеть лозунги и напоминания о прошедших семинарах, посвящавших сотрудников в тонкости новой философии менеджмента.

Крупнейший в мире дистрибьютор электронных компонентов, компания Arrow Electronics (ее годовой оборот составляет 13 млрд. долл.), обязательно знакомит всех новых сотрудников с этой жизнерадостной философией.

«Особенностью работы наших служащих, занимающихся проектированием прикладных программ, является практическое отсутствие общения с коллегами», — заметил руководитель отдела обучения английского филиала Arrow Electronics Уильям Хоуп.

Новая идеология помогла сотрудникам ИТ-отдела Arrow улучшить взаимоотношения, а подразделение, занятое обслуживанием клиентов, стало работать более энергично. Общий успех программы определяется ростом степени положительного заряда, явно ощущаемого сегодня в атмосфере офиса.

«Конечно, нам непросто было заручиться поддержкой сотрудников и добиться понимания того, что стиль поведения является одним из ключевых факторов, характеризующих отношение к порученному делу, — подчеркнул Хоуп. — Но зато теперь люди буквально излучают положительную энергию».