Внедрять систему легче, когда известно, какой экономический эффект она принесет

Не секрет, что далеко не все предприятия готовы потратить немалые деньги на развертывание ERP-систем. Одна из причин неготовности — неумение оценить экономический эффект от их внедрения. О некоторых методиках такой оценки рассказали специалисты компаний Frontstep и Deloitte&Touche в ходе совместного семинара, организованного в рамках выставки «Бухучет и аудит».

По мнению директора по маркетингу компании Frontstep СНГ Павла Караулова, компании, внедряя информационные системы, зачастую не учитывают, где именно и за счет чего на предприятии создается добавочная стоимость, где и почему предприятие несет потери: в результате низкой производительности основного производства, «незавершенки», избыточного складского хозяйства, несвоевременных поставок, неоправданных потерь рабочего времени, завышенной стоимости приобретаемых товаров, плохого обслуживания клиентов и др. Определив слабые звенья, можно более четко ставить вопрос о том, какие имеются возможности для улучшения работы предприятия и чем именно способна помочь система планирования ресурсов предприятия (ERP — enterprise resource planning).

Как считает Караулов, в основе оценки эффективности ERP-системы должны лежать следующие принципы: анализ изменения стоимости денег во времени; анализ динамики соотношения результатов и ресурсов, вовлеченных на их достижение; наконец, анализ рентабельности инвестиций, их возврата (Return On Investment). Среди методик оценки, которые обычно при этом используются, были упомянуты чистая приведенная стоимость (Net Present Value), внутренняя норма рентабельности (Internal Rate of Return), приведенный срок окупаемости (Pay-back Period) и совокупная стоимость владения (Total Cost of Ownership).

При расчете эффективности инвестиций в ИТ в Frontstep обычно уделяют первоочередное внимание оценке возврата инвестиций, нормы рентабельности и срока окупаемости. При этом они используют как финансовые отчеты предприятий (отчет о прибылях и убытках, балансовые отчеты об уровне запасов, дебиторской и кредиторской задолженности), так и дополнительные показатели: среднее время обработки заказа, доля своевременно выполненных заказов, расходы на оплату труда сотрудников, дополнительные затраты, понесенные из-за плохого качества обслуживания клиентов и пр.

Как показывает опыт работ компании, после внедрения ERP-системы на предприятии прибыль возрастает на 15-20%, складские запасы уменьшаются на 10-20%, а сроки выполнения заказов сокращаются на 20-50%.

Алексей Соловьев, старший консультант российского отделения Deloitte& Touche, остановился на методологии ValuePoint, применяемой в его компании для оценки эффективности проектов, в том числе в области ИТ. Эта методология объединяет оценку как материальных, так и нематериальных эффектов проектов (среди возможных последних — улучшение морального настроя сотрудников, перекрестное обучение сотрудников в смежных подразделениях, рост доверия клиентов к поставщику и т.д.).

На первом этапе консультанты предлагают руководителям предприятия ответить на ряд вопросов, дабы выяснить, что они хотят получить от реализации проекта. Обработав ответы, они готовят списки материальных и нематериальных затрат и выгод. Материальные затраты и выгоды затем просчитываются с помощью так называемых FIT-моделей, позволяющих оценить финансовые эффекты внедрения с учетом отраслевой специфики предприятия. Эти модели, по сути, представляют собой шаблоны Excel с формулами и макросами. В основе расчетов — анализ потоков денежных средств предприятия. Для расчета нематериальных эффектов проектов применяются экспертные оценки. После того как подготовлены оценки и материальных, и нематериальных затрат и выгод, строится единая таблица, на основе которой готовится отчет для руководства предприятия, содержащий оценку экономической эффективности проекта и выводы консультантов.