Опыт использования платформы Lotus Notes в одном из крупнейших коммерческих банков России
Сергей Меднов: «Notes стала у нас корпоративным стандартом, без нее сотрудник банка не сможет прочитать или подготовить даже служебную записку»

«Альфа-банк» — один из крупнейших российских коммерческих банков. Уже более восьми лет здесь используется программная платформа Lotus Notes. Об опыте ее применения рассказывает Сергей Меднов, заместитель директора подразделения ИТ «Альфа-банка». С ним беседует редактор еженедельника Computerworld Россия Михаил Зырянов.

Что предшествовало появлению системы Lotus Notes в вашем банке?

Эта система появилась у нас давно — еще в 1993 году (напомню, что наш банк был основан в 1990 году). До этого у нас не было никакой централизованной системы, ни почтовой, ни информационной.

Через год система Lotus стала стандартом де-факто не только для центрального офиса банка, но и для его отделений и филиалов. Тогда их было, конечно, немного. Сейчас насчитывается 52 филиала и офиса в стране, 25 отделений по Москве и еще дочерние банки на Украине, в Казахстане и Голландии.

Начинали мы с Lotus Notes версии 3.x. Сейчас у нас применяется версия 4.6. Постепенно мы переходим на самую последнюю версию — 5.08.

В ней нас привлекает возможность использования широкого спектра интерфейсов, удобство администрирования, повышенная отказоустойчивость, а также технологии intranet в качестве основы для доступа к информации.

В 1993 году первым применением Lotus Notes стало ее использование в качестве почтовой среды. Затем с помощью этой системы начали создавать небольшие информационные базы, потом перешли к разработке систем электронного обмена информацией между подразделениями и переводу части бизнес-процессов на инструментарий Lotus.

К 1997 году был создан целый спектр прикладных систем на базе Lotus. Этому способствовала простота разработки в этой среде, простота внедрения приложений, широкие возможности поддержки распределенных архитектур и различных телекоммуникационных сред. Примерно в этот момент мы обнаружили, что перестарались, возложив на среду Notes часть бизнес-функций, которые было бы целесообразнее реализовывать с помощью транзакционных систем. Среди таких функций — организация выборки данных, получение отчетов и др. Сейчас, переходя на новую версию системы, мы постепенно избавляемся от таких разработок, переводя их функционал на другие, более подходящие платформы.

К сожалению, достаточно распространено мнение, что инструментарий Lotus Notes во многих случаях может служить заменой реляционной СУБД. К такому заблуждению приводит маркетинговая политика, проводимая по продвижению программных продуктов Lotus.

Для каких целей используется среда Lotus Notes в настоящее время?

Прежде всего это нефинансовый документооборот. В какой-то момент в банке было принято решение о переводе большей части документооборота на Lotus Notes и о признании эквивалентности статуса бумажных документов и документов, созданных в среде Notes и снабженных электронной подписью. Это было организационно-административное решение, никаких новых приложений при этом не создавалось. Однако это позволило сделать Lotus стандартом де-юре.

Lotus Notes применяется также для создания электронных баз данных, информационных порталов, которые используются различными подразделениями (например, для информирования о текущих внешних и внутренних ставках «Альфа-Банка»), а также для централизованного хранения документов.

На основе Lotus Notes в банке в настоящее время используется несколько сот приложений. В частности, на базе Notes/Domino реализован модуль «банк — клиент». Используя встроенные в эти технологии возможности, мы обеспечиваем автоматическое обновление этого приложения у наших клиентов.

Все эти системы разработаны ИТ-специалистами вашего банка самостоятельно?

Процентов 80 мы разрабатываем сами. В последнее время активно сотрудничаем с рядом внешних компаний-разработчиков, покупаем у них готовые системы или размещаем у них заказы на разработку.

Кроме того, мы планируем использовать другие программные продукты корпорации IBM, расширяющие возможности Lotus Notes. В их числе — система управления документами Domino.doc, позволяющая хранить и обрабатывать большое число документов, отслеживать изменения в них, хранить множество версий, организовывать контроль доступа к документам и т.д. Другой продукт — Domino Workflow — помогает оптимизировать движение и согласование документов. На основе этих продуктов мы рассчитываем создать корпоративную базу знаний, в которой будут храниться документы, регламенты и процедуры, применяющиеся в нашем банке. Кроме того, мы планируем использовать эти продукты для ускорения поэтапного прохождения и утверждения документов.

С какими бизнес-приложениями интегрирована платформа Lotus Notes?

Практически со всеми: с основной банковской системой, с основными бухгалтерскими и телекоммуникационными системами.

Серверы Notes/Domino в вашем банке работают на платформе Intel?

Количество пользователей в нашем банке исчисляется несколькими тысячами, поэтому недавно мы были вынуждены перевести серверы Notes/Domino на платформу AS/400. Эта платформа изначально рассчитывалась на обслуживание большого числа одновременно работающих пользователей. На AS/400 система Notes/Domino работает быстрее, надежнее, ее значительно легче администрировать. Для повышения отказоустойчивости у нас используется кластерная технология Lotus. Основной минус такого решения — высокие первоначальные затраты (серверы AS/400 дороже серверов на базе процессоров Intel). Однако, как показывает практика, при обслуживании большого числа пользователей платформа окупается в течение года. В дальнейшем мы предполагаем активно использовать модификацию AS/400 (или, как их теперь называют, iSeries), оптимизированную специально для Domino.

Как обеспечивается обслуживание Lotus Notes/Domino в региональных подразделениях?

В регионах у нас есть квалифицированные специалисты по продуктам Lotus. Это просто необходимо, поскольку наши филиалы по масштабам сравнимы с иными банками.

Снизить затраты на обслуживание Notes/Domino позволяют возможности этой системы. Благодаря встроенной технологии репликации шаблоны документов и базы данных, разработанные в центральном офисе, распространяются по филиалам практически без участия специалистов. Тем самым обеспечивается единообразие форматов данных и документов, а также процессов сбора и обработки информации. Используя любую другую платформу, нам наверняка пришлось бы организовывать достаточно сложный процесс развертывания приложений и консолидации данных.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями