Холдинг eHouse о своих результатах и планах

На недавней встрече с журналистами президент холдинга eHouse Рустем Ахияров и его исполнительный директор Владислав Улендеев с сожалением отметили, что в обществе сложилось скептическое отношение к электронной коммерции. Действительно, мало кого теперь воодушевляют громкие заявления деятелей Internet-бизнеса о грандиозных планах.

Владислав Улендеев: «По нашей оценке, мы продаем раз в десять больше, чем любой из наших конкурентов»

Да и откуда взяться оптимизму, если символ американского онлайнового бизнеса Amazon.com, получавший миллиарды долларов инвестиций, пришел к первой прибыли лишь спустя пять лет напряженной работы. Не имеющие аналогичных финансовых «амортизаторов» российские Internet-магазины большей частью тихо умирают: первые покупатели едва успевают войти во вкус — глядь, а проект уже испустил дух, как это произошло в прошлом году с супермаркетом XXL.RU.

С другой стороны, для «ясельного» периода развития электронной коммерции в Рунете немало и магазинов, не только радующих не слишком избалованного сервисом отечественного покупателя, но и внушающих определенный оптимизм деловому сообществу. И здесь нужно отдать должное eHouse, руководство которого не жалеет сил на преодоление скепсиса по поводу возможности зарабатывать на розничной торговле через Internet и регулярно анонсирует свои финансовые достижения.

За 2001 год оборот холдинга увеличился на 39% по сравнению с 2000 годом, достигнув 22,8 млн. долл. Чистая прибыль составила 723 тыс. долл., а ее доля в объеме продаж выросла с 1,5 до 3%. В текущем году eHouse постарается увеличить долю чистой прибыли до 6% от оборота, уделяя максимум внимания высокорентабельным направлениям. В настоящее время более половины дохода по-прежнему генерируют компьютерные магазины Dostavka.ru (9 млн. долл.) и Megashop.ru (6 млн. долл.), выросшие примерно вдвое. При этом 20% всех доходов холдингу принесла продукция Hewlett-Packard.

Но по темпам роста впереди некомпьютерные магазины: рекорд поставил Aromat.ru, оборот которого увеличился за год в 3,5 раза, а декабрьские продажи парфюмерии и косметики достигли 80 тыс. долл. Aromat.ru отличается и наибольшей маржой — около 30%, в то время как в компьютерных магазинах она не превышает 3-7%.

В предновогодние дни количество ежедневных заказов в магазинах eHouse увеличилось в полтора раза, чтобы с ними справиться, пришлось в помощь собственной службе доставки привлечь три сторонние компании.

«По нашей оценке, мы продаем как минимум в десять раз больше, чем любой из наших конкурентов», — заявил Улендеев. В данном случае имеются в виду совокупные продажи холдинга против продаж отдельных магазинов других компаний. Охраняя свою долю рынка, холдинг обеспечил каждый свой магазин «дублером» с аналогичным ассортиментом. Таким образом, доходы собираются не через 11 официальных витрин, а как минимум через 22.

Между тем, по некоторым направлениям лидерство холдинга не очевидно даже для его руководства, а быть вторым в Internet очень непросто. Это показало, в частности, соперничество Pricematrix.ru (созданная eHouse информационная система о компьютерном рынке для розничных покупателей) с известным ресурсом Price.ru. По сравнению с ним у Pricematrix.ru только одно явное преимущество — ежедневное обновление цен. Кроме того, менеджеров холдинга отличает профессионализм, который, по мнению Улендеева, заключается в умении выдерживать марафонские дистанции и выигрывать их благодаря отсутствию ошибок.

Чего в холдинге опасались, так это конкуренции со стороны традиционных магазинов, однако до сих пор никто из них серьезно не проявил себя на ниве электронной коммерции. Между тем опыт eHouse показывает: из запущенных с интервалом в один год трех компьютерных магазинов максимальный объем продаж сохраняет первый, несмотря на периодические попытки усилить более «молодые». Не исключено, что это объясняется нежеланием пользователей тратить время на изучение интерфейса и условий обслуживания новых магазинов, если их удовлетворяют прежние.

Посчитав, что в области электронной торговли потолок компьютерного рынка уже достигнут, eHouse продолжил диверсификацию своей деятельности.

Развивая информационно-развлекательный сайт для москвичей InOut.ru, холдинг купил уже налаженный бизнес одного из лучших своих конкурентов — Menu.ru компании «Город-Инфо».

Рестораны-партнеры этого проекта, которых насчитывается около 300, вносят абонентскую плату 600 долл. в год за предоставление информации о себе, а посетители сайта получают возможность просмотреть меню и забронировать столик в любом из них.

Кроме того, eHouse организовал службу заказа театральных билетов — Artbilet.ru. В отличие от предоставляющих ту же услугу Parter.ru, Biletik.ru и Kontramarka.ru, заключающих договоры непосредственно с театрами и не отличающихся широтой выбора, партнером eHouse выступает Московская дирекция театрально-зрелищных касс, через которую реализуется около 60% всех театральных билетов города. Это внушает надежду, что ассортимент Artbilet.ru будет богаче.

Со временем планируется предложить Internet-пользователям и заказ билетов в кино. Всего у холдинга «на подходе» около 10 новых проектов, в том числе туристический портал, бесплатная почта, аукцион, а в более отдаленной перспективе и собственный портал.


Личный опыт

Для тех, кто не верит, что в Сети действительно можно приобрести нечто полезное, могу подтвердить: не только пробовала, но и регулярно пользуюсь для этой цели Internet и, каюсь, даже начала забывать, как многие проблемы решались до появления подобной возможности. Неужели я таскала своими руками тяжеленные сумки и тратила уйму времени и нервов на дорогу в магазин и обратно? Теперь продукты и всякую хозяйственную мелочь покупаю на service77.ru и magaz.ru, любимый «Бейлис» — на alconet.ru, книжки и видеокассеты — на ozon.ru и bolero.ru, билеты на концерты — на parter.ru, лекарства — на cdl.ru, компьютерные комплектующие — в pchome.ru и megashop.ru, и т.д. Благодаря Internet даже железнодорожные билеты в Крым в разгар сезона приносили домой, в то время как в вокзальных кассах их не было. Так что электронная коммерция, по крайней мере, в Москве, есть. Конечно, широта выбора в сетевых магазинах пока не сравнима с ассортиментом обычных супермаркетов, но, когда в Сети можно будет заказать стройматериалы для ремонта квартиры, честное слово, буду выходить из дома только подышать свежим воздухом.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями