Какие уроки можно извлечь для себя из опыта легендарных предпринимателей

Ричард Тедлоу: «Генри Форд дал людям больше, чем они рассчитывали, и смог добиться большего от них. Этому следовало бы научиться любому руководителю»
Титаны американского бизнеса, подобные Эндрю Карнеги, Томасу Ватсону и Джорджу Истману, имеют схожие черты характера, благодаря которым их имена и стали легендарными. Об этом Ричард Тедлоу пишет в декабрьском выпуске Harvard Business Review. Статья Тедлоу написана на основе его новой книги «Гиганты корпоративного мира: семь новаторов бизнеса и империи, которые они создали» (Giants of Enterprise: Seven Business Innovators and the Empires They Built, HarperCollins, 2001).

Кетлин Меламьюка из еженедельника Computerworld беседовала с Тедлоу о том, какие уроки для себя могут извлечь ИТ-менеджеры из опыта легендарных предпринимателей.

Далеко не каждый ИТ-менеджер может или даже хочет быть титаном, но чему мы можем научиться у этих людей?

У каждого из них была или есть своя идея, на которую делалась очень серьезная ставка. Генри Форд хотел поставить Америку на колеса. Том Ватсон из IBM был убежден в том, что бизнес — это в первую очередь информация. Каждый из них был сосредоточен на определенной цели.

Эти титаны не только имели цель. Вы написали, что они имели мужество сделать на нее ставку. Поясните, пожалуйста.

Главное — это способность превратить мечту в реальность, упорно добиваясь своей цели, даже когда, казалось бы, все идет не так, как хотелось бы. Вера такого человека в свою собственную идею настольно велика, что даже когда, казалось бы, все складывается против, он считает, что это лишь временная «дисгармония космоса» и в конечном итоге все будет хорошо, если он не отступит от своей цели.

Каким образом идея трансформируется в цель компании и формируется понимание, доступное для пользователей, сотрудников и инвесторов?

Пример — Intel inside. Этот лозунг означает: «Мы гарантируем, что это работает». Эта корпорация поставляет микроэлектронные компоненты, имеющие блестящую торговую марку. Лозунг корпорации Wal-Mart: «Всегда низкая цена. Всегда». Это само за себя говорит. Титаны способны выразить финансовую перспективу в одной фразе и постоянно ее повторять.

Вы рассказали великолепную историю о том, как Сэм Уолтон вложил в компанию все, что у него было, в том числе и чувство собственного достоинства.

Он исполнил танец на глазах всей Уолл-стрит, поспорив со своим директором по операциям. Уолтон утверждал, что Wal-Mart Stores не сможет добиться прибыли в размере 8%. И когда компания добилась этого, он действительно станцевал на Уолл-стрит.

Еще один принцип титанов состоит в том, чтобы делать больше, чем было обещано. Наверное, этому ИТ-менеджер мог бы поучиться у Генри Форда?

Форд создал Model T, и она была лучше, чем ожидалось. Он снизил цены и платил своим рабочим вдвое больше, чем среднестатистический производитель в то время. Он дал людям больше, чем они рассчитывали, и смог добиться большего от них. Этому следовало бы научиться любому руководителю.

Как ИТ-менеджеру соблюсти баланс между уверенностью в себе, которая требуется на руководящем посту, и высокомерием?

Это серьезная проблема. Именно это и погубило в конце концов карьеру Форда: он не мог соблюсти этот баланс. То же самое произошло и с Карнеги. Очень трудно не оторваться от земли, когда у вас денег больше, чем вы в состоянии себе представить.

Кому-нибудь это удалось?

У Уолтона все получилось неплохо, поскольку ему приходилось иметь дело с потребителями и минимум времени общаться с рабочими. Чем успешнее ваша карьера, тем важнее не терять связи с обычными людьми. Они видят, что происходит. Отдаляясь от них, вы теряете способность работать эффективно. Это относится к любому лидеру.

Вы сказали, что титаны никогда не оглядываются назад, а между тем анализ произошедшего является одним из самых важных компонентов управления проектами в области ИТ. В каком случае следует задумываться о ретроспективе?

Дело не в том, что титаны не анализируют прошлое; они не зацикливаются на нем. Уолтон лишился своего первого магазина в 1950 году, поскольку подписал договор об аренде, который не должен был подписывать. После этого случая он всегда очень тщательно изучал все договоры об аренде. Ошибаются все, но титанов ошибки не выбивают из седла.

Как вы отметили, для достижения успеха титаны в той или иной мере поступались принципами. Значит ли это, что тому, кто ценит порядочность больше всего, путь в бизнес заказан?

Нет. Но надо помнить, что бизнес не знает жалости. Вот почему в области ИТ следует подходить с большой осторожностью к выбору компании, где вы планируете работать. Выберите себе начальника; но не позволяйте начальнику выбирать вас. И если к вам не относятся с соответствующим уважением, немедленно уходите из такой компании.