Для этого надо грамотно подготовить бизнес-план и продумать стратегию привлечения инвестиций

Джек Барбанель: «Наихудшее решение — пытаться сочинять бизнес-план вместе с инвестором»
Подавляющее большинство бизнес-планов, которые представляют потенциальным инвесторам российские предприятия, слабые и зачастую не содержат ответов на ключевые вопросы, интересующие инвесторов. В этом уверен президент и исполнительный директор компании Strategic Investment Group Джек Барбанель — консультант по вопросам привлечения инвестиций. Выступая на семинаре, организованном Ассоциацией разработчиков программного обеспечения, Барбанель подробно рассказал о ключевых пунктах, которые должны быть отражены в бизнес-планах, и о типичных ошибках российских предприятий (в частности, компьютерных и высокотехнологичных компаний), пытающихся привлечь инвестиции или получить кредиты.

Впрочем, по мнению Барбанеля, брать кредиты у российских банков невыгодно — ставки по кредитам слишком высоки, к тому же получение долгосрочных кредитов проблематично.

Выходить на западные рынки с собственными акциями российским компаниям тоже спешить не следует. С одной стороны, необходимо прежде научиться «жить» на рынке ценных бумаг так, чтобы не допускать, по крайней мере, грубых ошибок, способных обесценить стоимость акций. Разумнее поэтому сначала выйти на местные рынки акций. Но в России это очень сложно из-за неразвитости рынка ценных бумаг. Если в Польше 40% населения «играет» с акциями, то в нашей стране — не более 5%. Для первоначального выхода на рынок ценных бумаг лучше выбрать биржи Европы, а не Америки: не следует далеко удаляться от родных берегов. Объяснение тому несложное: при оценке акций большое значение имеет объем рынка, на котором работает компания. Однако из Америки трудно увидеть и оценить рынок, на котором «живут» российские фирмы.

Впрочем, с привлечением денег российских инвесторов тоже проблема: у нас практически нет венчурных капиталистов, готовых на рискованные инвестиции. Между тем на Западе этот бизнес хорошо развит. Поэтому неудивительно, что российские компании ищут инвесторов именно среди западных компаний и капиталистов.

Получить западные инвестиции вполне реально, но для этого необходимо представить потенциальному инвестору бизнес-план. По словам Барбанеля, на составление бизнес-плана уходит в среднем шесть — восемь недель. Идеальным следует считать тот бизнес-план, после изучения которого у инвестора больше не остается вопросов к потенциальному заемщику.

По словам Ирины Теплицкой, менеджера российского представительства компании Accenture, инвесторы обращают особое внимание на видение рынка, которым обладает претендент на инвестиции, на тенденции и потенциал этого рынка, а также на квалификацию, опыт и амбиции команды менеджеров и ключевых специалистов компании, рассчитывающей получить инвестиционную поддержку. По наблюдениям Барбанеля, инвесторов интересует прежде всего стабильность денежного оборота компании, эффективность денежных потоков, потенциальная конкурентоспособность компании, а также надежность и стабильность клиентской базы и стратегия работы с клиентами.

Разумеется, в плане должны быть отражены и другие важные моменты. В частности, история, текущее состояние компании и перспективы на ближайшие два-три года, данные о владельцах и структуре управления, финансовые отчеты (в том числе данные об активах, денежных потоках, бюджете), сведения об интеллектуальной собственности (патентах и разработках, появившихся в стенах фирмы), технологических и маркетинговых преимуществах компании. Очень важно отразить в бизнес-плане, что именно ждет компания от инвестора (только финансовой поддержки или еще какой-либо помощи, как собирается распорядиться деньгами, как и когда планирует привлекать дополнительные средства в будущем).

Инвестор также наверняка пожелает знать, что компания готова отдать взамен (долю акций, участие в управлении, дивиденды, возможности изменения существующей структуры управления, устава и пр.) и какие возможности и перспективы предоставляет в дальнейшем для выхода инвестора из бизнеса компании. Наконец, инвестора наверняка будут интересовать экономические, политические и технологические риски бизнеса компании. В приложение к бизнес-плану полезно включить рекламные буклеты, статьи в прессе, отчеты независимых аналитиков и другие подобные материалы.