Готовится законодательное обеспечение «Электронной России»

В декабре, накануне предстоящего в 2002 году старта Федеральной целевой программы «Электронная Россия», в Москве прошел семинар «Конкурсные процедуры при реализации федеральных целевых программ в сфере информатизации».

Общие принципы осуществления госзакупок базируются на положениях Указа Президента РФ от 8 апреля 1997 года № 305 и Федерального закона № 97 «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд».

Об этом в своем докладе сообщил начальник отдела нормативно-правового обеспечения конкурсной системы государственных нужд Минэкономразвития Александр Сосков.

Однако, по мнению Соскова, в существующем законодательстве немало пробелов. В частности, тексты действующих нормативных актов содержат три различных определения понятия «государственный заказчик» и четыре интерпретации термина «государственные нужды», а действие Федерального закона № 97 распространяется только на закупки из средств федерального бюджета.

Чтобы упорядочить правовое поле, в Минэкономразвития разработан проект нового закона «О закупках и поставках продукции для государственных нужд». Документ предусматривает упрощение процедуры необходимых согласований и содержит положения, уточняющие порядок проведения безконкурсных закупок. 14 ноября проект закона был одобрен правительством и на текущий момент уже согласован в 26 министерствах и ведомствах. В настоящее время он проходит заключительную доработку, после чего будет передан на рассмотрение в Государственную думу.

Участники семинара сфокусировали свое внимание на специфике проведения тендеров на поставку ИТ-решений для Федеральной целевой программы. Как заявил директор Института развития информационного общества Юрий Хохлов, уникальность таких поставок обусловлена высокой разнородностью программных мероприятий и фактором множественности источников финансирования. Хохлов высказал мнение, что принятие нового закона не решит проблем нормативно-правового обеспечения закупок для «Электронной России», а отсутствие разработанной типологии тендеров и утвержденных форм конкурсной документации помешает потенциальным поставщикам добиться равных условий при рассмотрении их предложений.

Кроме того, докладчик предложил сформировать экспертный совет на основе сбалансированного представительства научных кругов, инвестиционных институтов, органов власти и гражданского общества. Новый орган мог бы функционально дополнить работу конкурсной комиссии на этапе подготовки тендеров.

По общему мнению заседателей, существующие процедуры проведения госзакупок с трудом применимы к наукоемкой продукции ИТ-сферы. Итогом состоявшейся дискуссии стало решение ее участников о создании инициативной рабочей группы по разработке методических материалов и концепции организации конкурсов, проводимых в рамках Федеральной программы. Поскольку до начала тендеров для «Электронной России» осталось совсем немного времени, нельзя исключить изменения предстоящих конкурсных процедур, что называется, «на переправе».