Информатизация учреждений столицы, впрочем, как и любого муниципального образования, должна быть нацелена на оптимизацию работы чиновников по управлению городскими ресурсами и обеспечение оперативного взаимодействия власти и населения.

До сих пор внимание местных властей было приковано в основном к техническим аспектам решения задачи информатизации Москвы: построению сетей и оснащению административного аппарата современными компьютерами и программным обеспечением. Средства, направляемые на эту цель, освобождались от уплаты налога на прибыль в городской бюджет.

В результате, по словам заместителя гендиректора «Московской телекоммуникационной корпорации» («Комкор») Юрия Припачкина, сегодня Москва обладает лучшей в Европе коммуникационной инфраструктурой, базирующейся на оптоволоконной сети этой компании. Протяженность каналов МВОС составляет около 8 тыс. км, в среднем сеть охватывает каждый шестой дом. На базе сети «Комкор» построены многие ведомственные сети (мэрии, правительства Москвы и комплексов городского управления), работающие на одних и тех же протоколах.

Смена приоритетов

В июле этого года мэром столицы утверждена «Концепция движения Москвы к информационному обществу», призванная сменить технический акцент на социальный. На ее основе сейчас разрабатывается программа действий столичных властей в сфере информационных и коммуникационных технологий, и 30 ноября в зале заседаний городского правительства состоялась конференция «Электронная Москва 2001», чтобы обсудить предложения по этой программе.

Задача властей — переход «от информатизации управления к информатизации жизни», то есть ИТ должны не только упростить работу чиновников, но и сделать результаты их деятельности достоянием москвичей, придав новое качество муниципальному образованию, здравоохранению, социальному обеспечению и т.д.

В рамках решения этой задачи готовится закон «О гарантиях прав граждан на информацию о правовых актах г. Москвы», а также разворачивается проект «Инфоград», который должен объединить столичные ресурсы, содержащие социально значимую информацию. Беда только в том, что в оцифрованном или хотя бы структурированном виде такая информация отсутствует. При реализации пилотного проекта для жителей Южного округа пришлось создать специальное агентство, занимающееся сбором данных из префектур, поликлиник, ДЕЗов и т.п.

«Первое ИТ-лицо» столицы — заместитель мэра и руководитель Департамента экономической политики и развития (ДЭПиР) Юрий Росляк заявил, что системы БТИ, ЗАГС уже работают. На следующем этапе — предоставление москвичам возможности получать электронные справки из городской информационно-справочной системы, которые после принятия закона об электронно-цифровой подписи (в течение 2002 года) приобретут и юридическую силу. Для этого планируется не только использовать возможности Internet, но и создавать точки общественного доступа к этой системе.

Судя по оптимизму чиновников можно заключить, что этап информатизации управления практически завершен, осталось только организовать доступ горожан к накопленному информационному богатству. А как обстоит дело на самом деле?

Что имеем?

Государственными заказчиками городских информационных систем выступают ДЭПиР, ежегодно формирующий планы работ по информатизации, ОАО «Московский комитет по науке и технологиям» (МКТН), Департамент муниципального жилья и жилищной политики, Москомзем и некоторые другие уполномоченные властями организации. Причем над одной и той же задачей в разных структурах трудятся разные подрядчики. В ДЭПиР документооборот автоматизирует ГУП «Экономика», в жилищном департаменте — «Термика», в строительном комплексе — НТЦ ИРМ, а в префектурах и районных управах работают продукты «Гранит-Центра» и «самостийные» разработки этих организаций.

В течение последних десяти лет, таким образом, создавались территориально рассредоточенные базы данных с юридически достоверной информацией и системы обмена между ними, дающие возможность использования их смежными ведомствами. Можно сказать, что в этом комплексы городского хозяйства достигли определенного прогресса, по крайней мере, количество отраслевых ресурсов исчисляется уже сотнями.

В 1999 году было завершено около 70 крупных проектов по созданию автоматизированных информационных систем, в плане на 2000 год фигурировало уже 214 проектов. И они продолжают множиться не только для каждого отдельно взятого органа власти, но и для каждой его конкретной задачи. В результате имеем: самостоятельные АИС «Поддержки процесса регулирования, учета и контроля за перемещением грунта», АИС «Молодежь», «Товародвижение плодоовощной продукции» и т.п.

В Управлении Министерства по налогам и сборам и нескольких территориальных налоговых инспекциях внедрена АИС «Налог-сеть-Москва». А с 1 ноября 2001 года для учета налогоплательщиков запущена в опытную эксплуатацию АИС «Налог-2 Москва» в городской ГНИ. В феврале 2002 года планируется запустить первую очередь АСУ Дежурной части ГУВД г. Москвы, к октябрю система будет готова к эксплуатации. Продолжается работа над системами оперативно-диспетчерского управления действиями в чрезвычайных ситуациях, над АИС начисления и учета жилищно-коммунальных платежей. И этот список можно было бы продолжить.

Многие разработчики лелеют «коммерческие» мечты о превращении своих систем в типовые для тиражирования их в других подразделениях, службах, а также регионах Российской Федерации. Некоторые системы действительно «размножаются», но таких немного. В административных округах внедряется банк данных «Население», интегрирующий все сведения о москвичах в открытой межотраслевой системе, а в префектурах вводится типовая система управления административным округом «Исток», разработанная компанией «Киберсо».

Предпринимаются и попытки увязать создаваемые ресурсы между собой: разработаны технологии по взаимодействию систем «Соцзащита» и «ЗАГС»; системы Управления транспорта и связи правительства Москвы и АИС комплекса городского хозяйства. Ведется работа над технологией регистрации объектов недвижимости, которая обеспечит согласованность градостроительного и земельного кадастров, а также над системами межотраслевых классификаторов, предназначенных для интеграции ИС трех комплексов: экономической политики, городского и имущественно-земельного хозяйства.

Однако готовыми системами, позволяющими слаженно работать целой группе ведомств, пока могут похвастаться не многие отрасли.

Передовик

В пример другим подразделениям на заседаниях московского правительства, касающихся ИТ, чаще всего ставят «Комплекс архитектуры, строительства, развития и реконструкции города» (КАССР). Его информатизацией занимается Научно-технологический центр Института развития Москвы.

В строительный комплекс эта компания пришла в 1991 году благодаря «Золушке», системе автоматизации документооборота, рассчитанной на работников общих отделов и секретариатов. Хотя система не предусматривала контроля конечных пользователей и подразумевала лишь частичный «съем» определенной информации с электронной «полки» по аналогии с бумажной отчетностью, чтобы обязать чиновников делиться необходимыми данными, пришлось на уровне мэра утверждать регламент, включающий понятие «общих информационных ресурсов».

В 1994 году в структурах правительства Москвы начали внедрять Lotus Notes, и для подготовки к празднованию 850-летия столицы на базе Lotus была построена территориально распределенная информационная система, охватывающая 10 префектур и все подразделения, вовлеченные в эту деятельность. Полученный при этом опыт использовали при создании системы обеспечения инвестиционно-строительной деятельности на территории города, минуя которую получить разрешение на строительство сегодня невозможно.

О сложности и масштабах этой работы можно судить хотя бы по тому, что количество объектов строительства в сформированных реестрах (25 тыс.) сопоставимо с количеством организаций (20 тыс.). Собственно строительство занимает только 15-20% времени всего инвестиционно-строительного цикла, небольшую его часть составляет и разработка проекта. Львиная доля времени уходит на то, чтобы получить исходные данные для проектирования, право на строительство и около 50 согласований. НТЦ ИРМ разработал технологию сбора информации от 17 организаций, управляющих и надзирающих за инвестиционно-строительным процессом, и накопления ее в корпоративном хранилище данных, объем которого в настоящее время составляет около 30 Гбайт. Данные в хранилище агрегированы и приведены к единому формату.

Система, связывающая центральный офис КАСРР с подведомственными организациями в разных районах столицы, третий год находится в промышленной эксплуатации. Сегодня в ней более тысячи рабочих мест, 20 серверов, отдельные подсистемы связаны между собой с помощью наложенной IP-сети пропускной способностью от 2 до 155 Мбит/с с использованием АТМ-технологий, а также коммутируемых каналов МГТС и Internet.

Технология разработки интерфейсов для подключения новых систем отработана, и служебные системы стройкомплекса интегрированы с внутренними системами отдельных организаций. Например, система контроля подготовки исходно-разрешительной документации (пакета документов для оформления права на проведение строительных работ) интегрирована с системами Главного архитектурно-планировочного управления (ГлавАПУ) «Оперативный план» и «Государственный градостроительный кадастр» и с системой ДЭПиР «Поручение ГК/земля». Благодаря этому срок выпуска документации сократился с полугода до двух-четырех недель. Абонентами данной системы являются все управления ГлавАПУ и ДЭПиР, а в ближайшее время планируется подключить АПУ округов. Многочисленным пользователям информация из общего хранилища предоставляется в виде тематических «витрин» данных и клиентских приложений, снабженных аналитическим инструментарием.

Интеграция в опасности

Что же касается информатизации «нижнего» уровня, самого близкого москвичам, то за нее на сегодняшний день никто не отвечает. И пока «наверху» совершают первые неспешные шаги, ИТ-энтузиастами «внизу» уже проделан довольно длинный путь, а поскольку направление каждый выбирал сам, получилось вот что.

Основу муниципальной информатизации составляют распределенные территориальные автоматизированные информационные системы (ТАИС) административных округов и районных управ. В идеале ТАИС должны быть интегрированы с отраслевыми АИС городских комплексов. Первичная информация общегородских и ведомственных АИС, привязанная к определенным объектам, субъектам и процессам конкретного района, собирается территориальными органами. Однако, пройдя многоуровневую обработку, значительная часть восходящих информационных потоков застревает в ведомственных информационных системах. В результате информацией, поступающей из жилищных контор в управы и префектуры, сами ЖЭКи воспользоваться не могут, в районных управах вообще нет полнофункциональных информационных систем, не говоря уже об интеграции с отраслевыми системами.

Таким образом, территориальные органы управления вынуждены создавать собственные информационные ресурсы, частично дублирующие отраслевые. Этот процесс, инициируемый немногочисленными энтузиастами, идет практически независимо от планов «верхнего эшелона» власти. В результате в одних ДЕЗах создаются собственные базы данных прописанного населения, в других автоматизируется учет жилых помещений. Данные в этих системах зачастую более актуальны, чем в городских, так как связаны с процессами оплаты жилья собственниками и арендаторами. И естественно, «районные» системы работают на разных платформах и с разными форматами данных.

Год назад ГИВЦ Москвы начал собирать реестр городских информационных систем, но он пока охватывает не более 20% существующих систем и пополняется в основном за счет тех, кто надеется получить финансирование на их сопровождение из городского бюджета.

Несмотря на это, во властных структурах существует мнение, что можно объединить все созданные системы в единую систему управления городским хозяйством. И даже постоянно проводимая аналогия между информатизацией города и предприятия почему-то не наводит на мысль об ирреальности этих планов. С одной стороны, в «Концепции движения Москвы к информационному обществу» отмечается низкий уровень интеграции систем муниципального управления и местного самоуправления, дублирование ввода данных в различных подсистемах, отсутствие комплекса стандартов, классификаторов, форматов, метаданных и т.д., позволяющих обеспечить согласованное функционирование этих подсистем в рамках общегородской информационной системы. А с другой — «достигнутые результаты позволяют перейти к новому этапу — созданию интегрированной системы управления городом».

Уверенно можно сказать только, что доля задач по автоматизации отдельных направлений деятельности индивидуальных структур будет снижаться, а доля задач по комплексной автоматизации групп учреждений и департаментов, соответственно, расти. Но откладывание выработки стандартов приводит к распылению бюджетных денег на разработку множества частных решений, а их будущая интеграция не только дорожает, но и оказывается под большим вопросом.

Дружба на базе Oracle

Oracle более пяти лет сотрудничает с правительством Москвы и, как заявил менеджер корпорации Анатолий Барышников, 85% информационных ресурсов столицы выполнено на Oracle (он пообещал «биться до последней капли крови» и в ближайших тендерах на создание подсистем АИС управления бюджетным процессом). Для борьбы с «винегретом» несовместимых систем, а также для снижения стоимости владения ими, по мнению Барышникова, требуется три составляющих: интеграция решений, централизация ресурсов и консолидация данных. Одним из примеров реализации этого подхода являются информационные порталы.

Москве нужен городской портал, объединяющий ресурсы департаментов. Проекты такой сложности должны реализовываться конгломератом участников, которые хорошо ориентируются в предметной области, в технологии и методологии реализации подобных задач. С другой стороны, финансировать проект такого масштаба из одного источника также нереально, скорее всего, для этого потребуется сложить инвестиционные ресурсы бюджета и корпоративных инвесторов.

В стане ИТ-подрядчиков столичного правительства предпринимаются определенные шаги к консолидации. НТЦ ИРМ и компания «РДТех» подписали соглашение о продвижении совместных решений по автоматизации документооборота. Планируется интегрировать делопроизводство («Золушку») с системой документооборота «РДТех», построенной на основе Oracle Workflow Cartridge. Сейчас НТЦ ИРМ совместно с компанией «РДТех» занимаются интеграцией всех систем делопроизводства в мэрии, затем на очереди префектуры и управы. В 2002 году в проектах по автоматизации муниципальных структур объединят усилия уже три компании: в качестве подрядчиков по аналитическим системам выступает «Инэк», по системам делопроизводства — НТЦ ИРМ, по технологической поддержке решений на базе Oracle — «РДТех».

Что касается взаимоотношений с другими разработчиками и интеграторами, то до сих пор муниципальная ниша была настолько велика, что компании чаще сотрудничали, чем конкурировали.

Закон и порядок

И все-таки есть надежда, что порядок в городском ИТ-хозяйстве будет наведен. Принят закон «Об информационных ресурсах и информатизации г. Москвы», который определяет режим формирования и использования информационных ресурсов, создаваемых за счет бюджета города. В течение следующего года появится единый орган, отвечающий за все процессы, связанные с информатизацией Москвы. По поводу персоны, которая возглавит эту структуру, главный идеолог информатизации стройкомплекса Светлана Бачурина сказала: «У нас много примеров, как не надо делать. Нужен человек, который понимает, что информационные технологии в муниципальном управлении нужны для реинжиниринга управленческого процесса».

Столица всегда являлась лидером внедрения инноваций и всероссийским испытательным полигоном, но и здесь процесс перехода к информационному обществу будет длительным. Для обсуждения многих серьезных проблем, связанных с использованием ИТ в управлении городом, например безопасности информационной инфраструктуры, чиновники еще не дозрели, судя по их вопросам к докладчикам на конференции «Электронная Москва». Но рано или поздно переход от бумажного документооборота к электронному правительству, от неструктурированных ресурсов Internet к информационным порталам, от традиционной системы госзакупок к электронной коммерции и от заказных разработок к стандартным решениям все равно состоится.

Откладывание выработки стандартов приводит к распылению бюджетных денег на разработку множества частных решений.