Компания «Мицуи-Рико СНГ» провела ежегодную дилерскую конференцию
Сумио Икэгами уверен, что без торговли расходными материалами развивать бизнес невозможно

По опубликованному в июне прогнозу Dataquest, в 2002 году должно прекратиться производство монохромных аналоговых копировальных аппаратов с производительностью от 11 до 69 копий в минуту. Их место займут устройства на основе цифровых технологий. Ожидается, что уже к концу нынешнего года доля цифровых копиров в соответствующем сегменте рынка достигнет 83%.

Как считают аналитики, корпоративные заказчики более не интересуются традиционными аналоговыми аппаратами, поскольку их невозможно превратить в принтеры. Тем не менее, хотя все выпускаемые с начала 2002 года копиры станут цифровыми, в офисной среде аналоговые устройства будут использоваться еще довольно продолжительное время.

В других сегментах рынка полный переход на цифровые технологии будет более затяжным. Так, в категории персональных копировальных аппаратов (с быстродействием до 10 копий/мин) он, по-видимому, не произойдет ранее 2004 года. А в классе высокопроизводительных устройств с быстродействием от 70 до 90 копий/мин и свыше 91 аналогичные изменения произойдут соответственно в 2003 и 2005 годах.

В последнее время компания Ricoh, по словам коммерческого директора «Мицуи-Рико СНГ» Тецуо Анраку, занимает на рынке копировального оборудования — особенно в классе цифровых устройств — лидирующее положение.

Выступая на ежегодной дилерской конференции, собравшей около 120 партнеров Ricoh из России и других стран СНГ, он привел данные из отчета Infosource. Как свидетельствуют эти данные, по итогам прошлого года на европейском рынке офисных копиров доля Ricoh достигла 30,1%, что принесло компании первое место.

Причем почти половина объема (46,5%) соответствующего рынка приходится на долю цифровых устройств, а удельный вес оборудования Ricoh в этом классе составляет 59,2%.

Российский рынок копиров

В прошлом году в нашу страну было поставлено примерно 140 тыс. копировальных аппаратов, 64% из этого числа относилось к категории персональных устройств, а 35,7% — к классу черно-белых офисных копиров. И лишь 0,3% от общего объема поставок приходилось на долю полноцветных аппаратов.

Как отметил Анраку, к особенностям российского рынка относится существенно большая — по сравнению с другими рынками — доля персональных устройств. В нынешнем году структура рынка не претерпит заметных изменений, при том что число черно-белых офисных аппаратов (с быстродействием не менее 11 копий/мин) по отношению к прошлому году вырастет примерно на 10% — достигнув 55 тыс. устройств. Доля Ricoh в этой категории аппаратов составляла в прошлом году 35%.

Что касается цифровых устройств, то их удельный вес на российском рынке достиг 8,3%: в прошлом году было продано 4148 аппаратов.

По прогнозу на текущий год, суммарный объем поставок цифровых аппаратов вырастет почти до 6,5 тыс. устройств, и их доля увеличится до 11,8%. При этом доля Ricoh в сегменте цифровых аппаратов, составлявшая в прошлом году 42,9%, уменьшится до 39,6%. Как пояснил коммерческий директор «Мицуи-Рико СНГ», это обусловлено появлением на рынке цифровых устройств оборудования конкурирующих фирм.

Несмотря на то что российский рынок на пару лет отстает в своем развитии от европейского и мирового, и цифровые копиры продаются в нашей стране пока менее активно, на дилерской конференции речь шла именно о цифровых устройствах.

«Мы считаем, что здесь у нас очень хорошие перспективы, — заявил Анраку. — Доля цифровых аппаратов, хотя и невысокими темпами, постоянно увеличивается, а именно в этом сегменте Ricoh имеет прочные позиции».

Наряду с этим он подчеркнул, что компания продолжит поставки на российский рынок аналоговых копировальных аппаратов с производительностью от 13 до 70 копий/мин.

Цифровые новинки

В дополнение к уже поставляемым устройствам — аппаратам Aficio 1035/ 1045 и 1015/1018 (их поставки начались нынешним летом) была представлена продукция, которая появится в России уже в будущем году. В числе новинок — Aficio 120, 1013 и 1013F. Они относятся к классу цифровых многофункциональных устройств формата A4, рассчитанных на использование в малых офисах или небольших рабочих группах крупных компаний.

Все аппараты отличаются компактностью (это достигается, в частности, за счет выхода готовых копий внутрь аппарата), малым временем прогрева (20 с) и выхода первой копии (8 с), а также большим запасом бумаги (у моделей Aficio 1013/ 1013F — до 850 листов при установке дополнительного лотка).

Скорость при печати и копировании составляет 12 (Aficio 120) или 13 копий/ мин (Aficio 1013/1013F) при разрешении 600 точек на дюйм. Для отправки и приема факсимильных сообщений (для моделей Aficio 120 и 1013 соответствующий модуль приобретается отдельно) используется модем.

Особенностью Aficio 120 является также новая конструкция емкости с красящим порошком — так называемый «магазин-бункер», ускоряющий процесс замены отработанного тонера.

Другая новинка — цифровой инженерный аппарат Aficio 470W. Он обеспечивает печать, сканирование и копирование документов с разрешающей способностью 600 точек на дюйм при возможности передачи (при сканировании) до 256 оттенков серого цвета.

Многофункциональное устройство позволяет устанавливать до трех рулонов бумаги (при этом используется новый механизм крепления рулонов — с помощью фланцевых держателей) и печатать со скоростью четыре страницы формата A0 в минуту.

Аппарат Aficio 470W допускает установку двух жестких дисков и может быть интегрирован в сетевую среду. При работе в сети предприятия поставляемое в комплекте с устройством ПО позволяет не только управлять процессом создания документов большого формата, но и контролировать затраты, связанные с процессом их печати. В частности, для каждой печатной работы можно определить имя пользователя, идентификационный код, тип и размеры применяемого бумажного носителя, количество распечатанных экземпляров, а затем получить полный отчет о всех выполнявшихся работах.

Еще одна новинка — цифровой дупликатор JP3000, относящийся к среднему сегменту устройств подобного рода. Он позволяет печатать цветные копии (с использованием новых пигментных чернил) со скоростью от 60 до 120 копий формата A3 в минуту при разрешении до 300 точек на дюйм, обладает высокой надежностью (ресурс составляет до 10 млн. копий) и имеет возможность подключения к ПК.

Среди традиционных заказчиков дупликаторов — образовательные учреждения (45,2% поставок), государственные структуры (16,1%) и религиозные организации (9,7%).

Как считают в Ricoh, низкая насыщенность российского рынка подобными устройствами увеличивает выгоду от их продаж. Правда, как признают в компании, в России по дупликаторам тяжело конкурировать с Riso.

Требуются решения

По мнению аналитиков, цифровые аппараты должны не просто копировать, печатать, сканировать и пересылать факсимильные сообщения, но и обеспечивать архивирование, хранение, извлечение и распространение информации.

Исходя из опыта общения с заказчиками, в Ricoh пришли к выводу о необходимости изменить подходы к продаже копировальных устройств, поскольку наблюдается переход от аналоговых к цифровым устройствам и от черно-белых к полноцветным документам. Цифровые технологии облегчают создание решений в области печати.

В частности, многофункциональное устройство следует позиционировать как системное решение задач документооборота.

Новый подход подразумевает исследование ситуации с документооборотом у заказчика, определение стоящих перед ним проблем и предложение эффективного решения, которое поможет в том числе контролировать общую стоимость владения оборудованием.

Для решения задач по управлению оборудованием и документооборотом Ricoh предлагает, например: программные средства сетевого сканирования ScanRouter; набор средств для управления периферийными устройствами; SmartNetMonitor; решение для контроля за работой принтеров в сетевой среде предприятия Print Observer; программное обеспечение управления документами DeskTopBinder.

Одна из последних разработок — специализированный сервер eCabinet, предназначенный для организации документооборота в небольших офисах и рабочих группах.

О стратегии

Выступая на открытии конференции, генеральный директор «Мицуи-Рико СНГ» Сумио Икэгами подчеркнул, что в отношениях со своими партнерами Ricoh придерживается «политики взаимодействия». Стратегия компании в области сбыта основана на принципе 3S (Service, Support, Supply), то есть обслуживание, техническая поддержка и торговля расходными материалами.

По его словам, опасения, связанные с тем, что переход на цифровые технологии приведет к уменьшению объемов бумажных копий, не оправдываются. Наоборот — пользователи, которые приобрели цифровые копиры, начинают больше печатать. Так, согласно проведенным в США исследованиям, в нижнем сегменте офисных устройств наблюдается почти двукратное увеличение объема бумажных копий.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями