Очередная ставка в игре за контроль над рынком мобильной коммерции

Четыре крупнейшие в мире компании, обслуживающие платежные кредитные карты, создали консорциум с целью совместной разработки стандартов на системы защищенной мобильной оплаты, которые, как предполагается, помогут в течение ближайших лет создать обширный рынок мобильной коммерции.

Аналитики рассматривают создание форума Mobile Payments Forum, как последнюю ставку в крупной игре между эмитентами платежных кредитных карт, и мобильными операторами за контроль над рынком мобильной коммерции и в борьбе за владельцев сотовых телефонов.

American Express, MasterCard International, Visa International и JCB приняли решение создать форум с целью формирования единого подхода к решению таких вопросов, как обеспечение безопасности и аутентификация клиентов, не ожидая «фрагментарных» попыток со стороны эмитентов, выпускающих корпоративные кредитные карты, и операторов мобильной связи, которые, по мнению Джо Чоуинарда, вице-президента компании MasterCard, были характерны для последних двух лет.

Mobile Payments Forum, как планируется, разработает набор стандартных компонентов, которые будут служить в роли строительных блоков для систем обеспечения безопасности и верификации держателя карты. Как заметил Симон Пу, вице-президент по инфраструктуре и стандартам компании Visa, предполагается, что эти стандарты будут использоваться банками, производителями телефонов и операторами мобильной связи.

Эти стандарты могут привести к созданию систем, которые позволяют использовать мобильные телефоны для покупок в магазинах, в рамках которых информация о наличие прав и об оплате будет защищенным образом передаваться по сетям мобильной связи в стационарные сети, поддерживаемые четырьмя участниками форума, а затем в соответствующие банки.

Пу отметил, что организаторы форума намерены пригласить операторов мобильной связи присоединиться к этой организации.

Рич Блази, представитель AT&T Wireless Services, сказал, что «необходимо определить, кто будет нести ответственность за платеж: банки и компании, обслуживающие кредитные карты, или операторы. Сотовые операторы, подобные AT&T Wireless, уже работают над усовершенствованными системами биллинга и управления отношениями с клиентами, которые могут конфигурироваться таким образом, чтобы обрабатывать счета мобильной коммерции.

Сотовые операторы также имеют финансовые стимулы к тому, чтобы сохранить за собой контроль над торговым оборотом мобильной коммерции. «Некоторые компании, обслуживающие кредитные карточки, получают до 6% с каждой транзакции. А что будет, если мы предложим четвертую часть от этой ставки?», — заметил Блази.

Эвива Литан, аналитик компании GartnerGroup, уверена в том, что четыре мощные компании объединились, в частности, для того, чтобы единым фронтом противостоять операторам сотовой связи, которые, по ее мнению, хотят сами контролировать процесс оплаты при мобильной коммерции.

«Я разговаривала с представителями одного из крупных европейских операторов мобильной связи и пришла к выводу, что эта компания очень заинтересована в разработке собственной системы мобильной оплаты», — сказала она, добавив, что многие операторы планируют создавать собственные системы для «микроплатежей» в размере до 100 долл., оставив на долю компаний, обслуживающих кредитные карты, оплату крупных покупок.

Литан считает, что перед Mobile Payments Forum стоит более серьезная проблема, нежели разработка стандартов: малая распространенность мобильной оплаты. Несмотря на шумиху, поднятую в последние два года вокруг мобильной коммерции, из 123 млн. владельцев сотовых телефонов в США лишь 200 тыс. пользуются услугами подобных систем.


Свежо предание…

В прошлом году треть мобильных пользователей со всего мира заявили, что планируют использовать свои мобильные телефоны для совершения покупок через Internet. В январе 2001 года их число сократилось на 12%. В США падение интереса было даже более пугающим

Процент от 743 опрошенных пользователей, планировавших делать покупки через Web с помощью своих мобильных телефонов.

Источник: A.T. KEARNEY MOBINET SURVEY

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями