Слишком бурное развитие IP-телефонии привлекает внимание Министерства связи
Владимир Смирнов: «Следующий год будет годом бурного развития корпоративной IP-телефонии»

Выступая на открытии очередной, шестой ежегодной конференции по IP-телефонии, Игорь Масленников, директор по развитию бизнеса компании CompTek, высказал мысль, что в нынешнем году упомянутая технология не только отмечает свое пятилетнее присутствие на российском рынке, но и переживает новое рождение.

Наибольших успехов у нас эта технология достигла на рынке междугородной и международной телефонной связи. Согласно данным, приведенным в докладе Петера Новака из компании Telia International Carrier, порядка 20% международного исходящего российского трафика передается по технологиям VoIP. Так как ОАО «Ростелеком» только собирается выйти на этот рынок, то большую часть этого трафика осваивают альтернативные операторы IP-телефонии. В кулуарах конференции оценка всего международного и междугородного трафика, передаваемого с использованием IP-технологий, колебалась от 60 до 90%. Даже наименьшая из этих цифр доказывает, что данный вид дальней связи значимо присутствует на рынке и давно уже не является экспериментальным. Неудивительно, что государство решило установить над ним более прочный контроль. Приветственное выступление заместителя руководителя департамента электросвязи Министерства России по связи и информатике Александра Микова можно счесть прощанием с той вольницой, которая пока царит на рынке IP-телефонии. По задумке Минсвязи, IP-телефония поменяет свой статус, так как фактически стала технологией предоставления базовых услуг. От телематики к базовым услугам, от конвергенции к интеграции — такими, по мнению министерства, должны быть направления развития этой сферы телекоммуникаций. Именно на основе этих тенденций и с учетом европейского опыта по демонополизации рынка готовится новый закон «О связи».

Перевод IP-телефонии в разряд базовых услуг приведет ко многим последствиям. Во-первых, существенно сократится число игроков на этом рынке, так как изменится вид лицензии. Хотя Миков пообещал упрощение процедуры лицензирования, условия лицензии на базовые услуги смогут выполнить далеко не все операторы IP-телефонии. Во-вторых, на базовые услуги существует государственное регулирование основных тарифов, что в случае с IP-телефонией способно привести к их увеличению. К тому же операторы будут вынуждены заниматься предоставлением связи по льготным тарифам целому ряду государственных органов, которые часто «забывают» оплачивать услуги даже по этим ценам. В-третьих, весьма вероятно, что применительно к операторам IP-телефонии будет задействован механизм кросс-субсидирования. В-четвертых, значительно осложнится доступ к сетям международных операторов IP-телефонии. Его будет целиком и полностью контролировать ОАО «Ростелеком».

Злую шутку с операторами IP-телефонии в аспекте регулирования сыграло стремление вытеснить полностью традиционную телефонию — вспомнить хотя бы утверждение компании Cisco, что в ближайшем будущем вся телефонная связь будет осуществляться по пакетным сетям.

Обсуждение этого вопроса на заключительном пленарном заседании нашло свое отражение в итоговом документе конференции. Вполне естественно, что большинство участников высказалось за сохранение нынешнего статуса IP-телефонии как разновидности телематических служб и просило учесть это предложение при подготовке окончательного варианта закона «О связи». Эта позиция отражает действительное положение дел: хотя IP-телефония смогла быстро достигнуть существенных успехов, она еще полностью не оформилась как самостоятельный вид связи. Перевод IP-телефонии в категорию базовых услуг так или иначе произойдет, однако необходимо предусмотреть достаточно длительный переходный период.

Знаменательным событием стало появление на конференции секции биллинга IP-телефонии. Многие докладчики, выступавшие на ней, словно сговорились и повторяли тезис, что биллинг является той частью IP-телефонии, которая из технологии превращает ее в бизнес. Действительно, без развитого механизма учета времени соединений невозможна организация масштабных сетей и предоставление абонентам широкого спектра услуг.

Несмотря на явное желание участников конференции строить бизнес на предложении дополнительного сервиса, основной доход операторов продолжают составлять поступления от упомянутой дальней связи. Это дает основание не разделять оптимистическую точку зрения итогового документа конференции, утверждающего, что IP-телефония из некачественной альтернативной междугородной и международной телефонной связи стала одним из множества IP-сервисов, предоставляющих пользователям широчайший спектр новых инфотелекоммуникационных услуг.

Особое место в работе конференции заняло обсуждение перспектив использования решений IP-телефонии в корпоративном секторе телекоммуникационного рынка. Весьма симптоматично, что по этому вопросу единое суждение высказали представители компаний Avaya и Cisco Systems, исповедующие разные подходы в этой области. По мнению Владимира Смирнова, заместителя генерального директора представительства Cisco в России, следующий год будет годом бурного развития корпоративной IP-телефонии и к 2004 году более 40% сетей станут создаваться на основе этой технологии. В свою очередь Дмитрий Иванников, глава представительства Avaya в России, назвал следующий год переломным в вопросе построения корпоративных телефонных систем, и для этого сейчас есть определенные предпосылки.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями