Азия и Европа вслед за США переживают спад на рынке персональных компьютеров

Ситуация на мировом рынке ПК в третьем квартале 2001 года еще больше ухудшилась. Объем выпуска компьютеров сократился на 13,7% по сравнению с тем же кварталом прошлого года и на 0,8% по сравнению со вторым кварталом текущего года. И это при том что за последние несколько лет ежеквартально он в среднем вырастал на 15%. Согласно данным International Data Corp., в третьем квартале объем выпуска составил 29,1 млн. компьютеров.

Поставки персональных компьютеров в странах Европы, Ближнего Востока и Африки (EMEA) сократились на 9,5%, а в Восточной Европе — на 12% по сравнению с третьим кварталом прошлого года. Объем поставок составил в регионе EMEA менее 7,8 млн. устройств.

«Продолжающийся спад в мировой экономике привел к тому, что и в этом квартале выпуск ПК сократился, — заметил Том Коупланд, вице-президент International Data Corp. — Атаки 11 сентября и последовавшие за этим события усугубили и так достаточно сложную экономическую ситуацию. Уверенность и потребителей, и производителей снизилась как никогда».

В Азиатско-Тихоокеанском регионе (за исключением Японии) объем продаж в июле и августе сохранялся на уровне предыдущего квартала или незначительно увеличивался по сравнению с ним. Однако ситуация резко пошла вниз. Объявление о слиянии HP и Compaq, террористические атаки, сообщение о банкротстве компаний, тайфуны на Тайване и перспектива усиления политической нестабильности заставляют заказчиков самого разного уровня отложить свои покупки.

Отложенный спрос стал стандартом во многих странах, в то время как проекты, предполагающие приобретение крупных партий ПК, либо так и не были инициированы, либо их реализация была перенесена на более поздний срок. В Японии экономические условия тоже продолжают ухудшаться, и объем продаж на корпоративном рынке оказался крайне низок.

Ухудшилась экономическая конъюнктура и в Европе. Объемы выпуска в июле и августе значительно сократились, и эта тенденция сохранилась в сентябре. Кроме того, из-за большой затоваренности складов в каналах распространения производители были вынуждены сокращать объем выпуска.

В третьем квартале объем выпуска ПК в США сократился на 21% по сравнению с тем же периодом прошлого года и вырос на 1,7% по сравнению с предыдущим кварталом.

Если средний поквартальный рост за период с 1994 по 2000 год составил 14,1%, то начиная со второго квартала 2001 года этот показатель значительно сократился.

Объемы рынка Великобритании сократились на 15,5%. Не радуют квартальные показатели и в Германии. Снижение доверия клиентов и неуверенность производителей привели к падению рынка на 14,2%. Во Франции наблюдается еще больший спад — 18,2%. На фоне этих стран особенно выделяется Италия, крупнейший на Западе рынок, который, в отличие от других, вырос на 11,5%.

В Восточной Европе продажи ПК также росли — на 13,8%, что было в основном обусловлено устойчивым спросом в России. На рынке стран Ближнего Востока и Африки сказываются сложности, которые испытывают сейчас Турция и Израиль.

Агрессивная ценовая политика Dell и ее способность оперативно реагировать на изменение конъюнктуры рынка позволили ей еще больше опередить своих конкурентов. Dell — единственная среди ведущих международных производителей, чьи продажи на мировом рынке растут. В то же время на рынке EMEA компания занимает второе место, уступая Compaq.

При этом корпорация Compaq пережила особенно сложный для себя квартал, и в сентябре объемы ее продаж сократились весьма значительно. Это объясняется целым рядом факторов, в том числе неуверенностью потребителей, обусловленной будущим слиянием с HP. Ситуация в Европе и в Японии для Compaq оказалась особенно серьезной.

Объем выпуска для IBM оказался самым высоким в США, но за пределами Северной Америки ухудшение экономических условий привело к резкому сокращению объемов выпуска.

Продажи Hewlett-Packard во всем мире также ухудшились. Положительным результатом стал рост объема выпуска мобильных компьютеров компании по всему миру.

Объем продаж Gateway несколько вырос в США, но в других странах мира в основном сократился, при том что компания подчеркивает свою ориентацию в первую очередь на американский рынок.

В пятерку лидеров на рынке EMEA вошла компания Fujitsu Siemens. Ей пришлось столкнуться с серьезной конкуренцией на основном рынке, в Германии, что повлекло за собой существенное сдерживание темпов роста.


Рынок сегодня

Пять ведущих производителей по объему выпуска персональных компьютеров на мировом рынке (предварительные данные за третий квартал 2001 г., тыс. штук)

* Объем выпуска производителя включает в себя продукты, выпущенные под его торговой маркой и проданные через каналы распространения или напрямую конечным пользователям

** Данные по Compaq приведены по прогнозам IDC до того, как эта компания опубликовала свои квартальные финансовые результаты

Источник: IDC, сентябрь 2001