Быстрая смена условий работы накладывает ограничения на самостоятельное обучение
В McDonald?s для аудиторных занятий используется система KnowledgeNet Interactive, которая через Internet в асинхронном режиме предоставляет слушателям информацию, предназначенную для самостоятельного изучения

Сотрудники информационной службы компании McDonald?s смогут стать участниками новой программы обучения. Эта программа, за ходом выполнения которой наблюдает Алиса Роуланд-Вейц, менеджер McDonald?s по организации и развитию информационных систем, рассчитана на самостоятельное Web-обучение (e-learning) сразу 400 сотрудников головного офиса компании, работающих в ИТ-сфере.

При оценке содержания программ дистанционного обучения Роуланд-Вейц необходимо было определить и учесть не только текущие и планируемые потребности компании, которая входит в список Fortune 100, но также и ее будущий технический уровень.

Роуланд-Вейц, в частности, должна была выяснить, окупятся ли средства, которые компания затратит на повышение квалификации ИТ-специалистов. В результате анализа, проведенного менеджерами крупнейшей сети быстрого питания, был дан положительный ответ.

Старший редактор еженедельника InfoWorld Лоретта Пренсип недавно побеседовала с Роуланд-Вейц о том, чем она руководствовалась при выборе тематики обучения и компаний — поставщиков учебных материалов.

Многие ИТ-менеджеры сталкиваются с тем, что расходы, предусмотренные компаниями на повышение квалификации своих сотрудников, постоянно урезаются. Почему же в McDonald?s решили выступить сейчас с инициативой Web-обучения?

Существует две различные точки зрения на проблему обучения персонала. Доступность профессиональной переподготовки можно считать неким дополнительным благом, предоставляемым сотруднику, или же рассматривать как предпосылку для повышения доходов самой компании. Мы придерживаемся второго подхода и просто уверены в коммерческом успехе данного начинания. Мы ожидаем, что реализация программы обучения поможет нам улучшить доставку своих услуг.

Из чего вы исходите, анализируя влияние обучения на выполнение проектов?

Я исхожу из того, что любой проект должен выполняться вовремя и вписываться в отведенный ему бюджет. Я собираю данные о том, какие именно обучающие материалы пользуются наибольшей популярностью у наших сотрудников при их работе с конкретным аппаратным и программным обеспечением. Затем я сопоставляю эти данные с тем, насколько успешно идет работа над проектами. Если из 50% проектов, в которых применяется некоторый продукт, соответствующие возможности для обучения абсолютно непопулярны, мы пересматриваем свое отношение к использованию продукта.

К примеру, мы не собираемся отказываться от продуктов Microsoft, однако случись такая ситуация, нам пришлось бы еще раз внимательно проанализировать, в достаточной ли степени мы задействовали возможности по обучению персонала, предоставляемые этой компанией. Возможно, она способна еще чем-нибудь нам помочь в деле профессионального обучения.

Пришлось ли вам для продвижения проекта Web-обучения обосновывать свою точку зрения? Перед кем?

Да, я написала доклад для руководства информационной службы.

Какова была ваша аргументация?

Я выяснила, какими обучающими материалами сотрудники пользовались в прошлом, а какие им не понадобились. Я постаралась, насколько это возможно, учесть будущие потребности нашей организации как в области технологий, так и в области повышения квалификации персонала. Я также ознакомилась с информацией о том, какое именно обучение требуется нашим подразделениям и каким образом они собираются потратить денежные средства, выделенные на эти цели. Затем я сопоставила эти данные с тем, что предлагают компании-производители. Очень важно было найти соответствие одного другому.

Как это было представлено вашему руководству?

Мне необходимо было представить на рассмотрение как саму проблему, так и ее решение. Я должна была показать руководству, что если бы мы реализовали новую программу Web-обучения, у нас появилось бы больше квалифицированных пользователей, и это дало бы нам реальное преимущество в работе над проектами. Лучшее из того, что я могла предложить, — это взять систему KnowledgeNet. С ней удобно работать, она имеет привлекательный интерфейс, а также возможности выбора тематики, что достаточно полезно при работе над ИТ-проектами, которые ведутся в McDonald?s. Именно в такой форме и имело смысл представлять это на рассмотрение дирекции.

Сколько времени вам понадобилось, чтобы выбрать поставщика материалов для Web-обучения?

На это ушло полгода, причем в последние четыре месяца оценка поставщиков велась наиболее активно. В нашем списке была компания, с которой мы имели дело прежде, а также пять других. Я села за KnowledgeNet и вывела содержащуюся в системе информацию. Мы сопоставили наши текущие и будущие технологические потребности с имеющимися в нашем распоряжении данными. Мы сделали это для каждой компании-поставщика. Здесь возможны два подхода. Можно сообщить поставщику, сколько и каких у вас пользователей, и затем получить доступ ко всей его информации, а можно указать, что вам нужно, и самому выбрать тематику. Вы обязаны делать свой выбор в соответствии с вашими потребностями и бюджетом, которым располагаете. Необходимо выдерживать баланс. К примеру, для семи человек на фирме организовывать Web-обучение по отдельной тематике, возможно, и не имеет смысла. Сразу всем угодить нельзя.

Опишите выбранную вами систему и темы обучения.

Инструментарий Web-обучения, с которым мы работаем, предоставляет нашим сотрудникам техническую информацию через Web. Материалы ориентированы на повышение профессионального мастерства в области разработки и охватывают широкий круг тем: продукты Cisco Systems, Microsoft, Unix, разработка в среде Web, включая Java, HTML, CompTIA A+ и Microsoft SQL Server. Мы прилагаем все усилия, чтобы снабдить наш персонал информацией по всем основным видам программного и аппаратного обеспечения, используемого в McDonald?s. Мы хотим, чтобы наши сотрудники имели свободный доступ к информация для обучения — это поможет им преуспеть в своей работе. Мы ожидаем, что используемый нами инструментарий для Web-обучения повысит результативность аудиторных занятий.

Предусматривается ли в какой-либо из программ обучения подготовка ИТ-службы McDonald?s к сдаче экзаменов на получение сертификатов? Оплачивает ли McDonald?s сдачу экзаменов?

Широта охвата материала позволяет сотрудникам целенаправленно готовиться к сдаче квалификационных экзаменов на получение сертификатов A+, MCSE и других. Мы оплачиваем экзамены, если тематика согласуется с текущей или предстоящей деятельностью работника. Мы решаем данный вопрос индивидуально с каждым сотрудником. Мы все больше и больше обращаем внимание на наличие сертификатов при приеме на работу.

Почему вы выбрали именно систему самостоятельного Web-обучения — ведь у нее есть и свои критики?

Мы имеем шестилетний опыт работы в этой области — сначала было компьютерное обучение, затем доставка учебных материалов через Internet.

С точки зрения затрат в пересчете на одного пользователя системы для самостоятельного Web-обучения наиболее экономичны.

Сотрудники могут войти в систему, получить необходимый блок информации и сразу же применить полученные знания на практике.

Какими в McDonald?s видятся перспективы в области технической подготовки специалистов и Web-обучения?

Я предполагаю, что люди с большей готовностью будут идти на использование синхронных инструментов, я бы назвала это обучением «вживую». Иногда бывает, что самостоятельное обучение не срабатывает. Быстрая смена условий работы накладывает свои ограничения на использование метода самостоятельного обучения. Когда вы выписываете чек и включаете обучающее мероприятие в свое расписание, вы делаете свой выбор.