Конкурируют ли отечественные и западные программные продукты?
По словам Мика Олликайнена, согласно данным GartnerGroup, российский рынок интегрированных систем управления предприятием растет в среднем на 22% в год

Похоже, конкуренция на рынке интегрированных информационных систем масштаба предприятия значительно усилилась. Свидетельство тому — дискуссии, развернувшиеся на круглом столе, посвященном проблемам управления предприятиями в условиях рыночной экономики.

Одна из дискуссий завязалась вокруг вопроса о том, конкурируют ли отечественные и западные продукты для управления предприятиями. Радикально настроенной сторонницей отечественного ПО выступила Марина Хохлова, финансовый директор и руководитель проектов компании «Цефей». «Они увели денежные средства, сняли сливки с рынка систем управления предприятиями», — обрушивается она на западных разработчиков. По ее мнению, в зарубежных программных системах и модели управления реализованы устаревшие, и вычислительная архитектура используется не самая современная, и СУБД вчерашнего дня, а не сегодняшнего, не говоря уже о том, что эти продукты, даже в локализованном виде, не полностью реализуются на российской почве.

Не устраивает Хохлову и государственная политика. На ее взгляд, государство слишком слабо продвигает отечественные разработки. «Современная конкуренция — это конкуренция брэндов, а не технологий», — заявила Хохлова.

Согласиться с этой позицией сложно. Достаточно вспомнить о том, что серьезной альтернативы западным стандартам и концепциям управления предприятиями в России пока не появилось, что многие западные системы адаптированы к современным архитектурам (например, к модели аренды приложений или к архитектуре Internet-вычислений), что едва ли следует отнести к технологиям вчерашнего дня СУБД, с которыми работают западные продукты для управления предприятиями. Можно также вспомнить и об объеме отечественного рынка программного обеспечения деловой направленности, который, по оценкам компании «Бизнес-Программы-Сервис», составил в 2000 году 700-800 млн. долл. (включая услуги и не включая поставки оборудования), и о том, что доля западных разработок в общем объеме едва ли перевалит за 10-15%. Можно, наконец, вспомнить о победах российских разработчиков, которые выигрывали у западных компаний в тендерах, проводимых отечественными предприятиями.

Как возражение «радикальному» разработчику прозвучала лишь реплика Владимира Демина, президента российского отделения компании Columbus IT Partner: «Не думаю, что надо проводить черту между западными и российскими разработками. Есть просто конкуренция между различными продуктами».

Баланс в дискуссию внесло выступление Мики Олликайнена, директора по исследованиям компании Market-Visio, которая является эксклюзивным представителем GartnerGroup в Финляндии и странах бывшего СССР (справедливости ради следует отметить, что авторитетных аналитиков на круглый стол пригласила именно компания «Цефей»). Олликайнен представил результаты исследования российского рынка систем уровня ERP (в более широкой трактовке — рынка интегрированных систем управления предприятием), проведенного Gartner. Согласно этим данным, рынок ERP-систем растет в среднем на 22% в год. На начало нынешнего года в России насчитывалось около 10,5 тыс. установленных систем. Ожидается, что к концу года это число увеличится на 2,5 тыс. По всей видимости, в ближайшие годы «сила тяжести» рынка сместится с крупных предприятий на средние, поскольку крупные компании в основном внедрили у себя интегрированные системы управления.

По данным GartnerGroup, оценки факторов, влияющих на выбор систем, имеют значительно меньше расхождений у поставщиков и пользователей западных продуктов, нежели у отечественных разработчиков и их клиентов. По-видимому, отечественным поставщикам следует внимательнее изучать потребности своих заказчиков, а их клиентам — точнее оценивать свои потребности и возможности отечественных систем.

Одним из преимуществ отечественных систем является более короткий срок внедрения. В среднем он составляет 5,4 месяца, тогда как внедрение западных занимает в среднем 11,1 месяца (время от принятия решения о внедрении до завершения проекта составляет соответственно от 11 и от 23 месяцев соотвественно).

В целом российские заказчики довольны возможностями и производительностью западных систем. В отечественных системах пользователям нравится их приспособленность к российской специфике, уровень поддержки со стороны поставщиков и квалификация их специалистов.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями