«Техносерв» провел конференцию «Катастрофо-устойчивые информационные системы»
Лео Миклас: «Мы поможем вам построить системы, обеспечивающие непрерывность вашего бизнеса»

Конференция «Катастрофоустойчивые информационные системы: архитектура, технологии, мировой и российский опыт», проведенная компаниями «Техносерв А/С» и EMC, вызвала немалый интерес приблизительно у сотни руководителей ИТ-департаментов крупных компаний, которые начинают задумываться о сохранности своих данных.

Они с большим вниманием выслушали просветительские доклады Мурада Галеева («Техносерв А/С») и Бориса Гермашева (EMC). В докладах были изложены основные принципы и архитектурные решения, используемые при построении резервных центров и катастрофоустойчивых информационных систем масштаба предприятия.

Специально для участия в конференции приехали два руководителя европейского отделения EMC — Лео Миклас, региональный менеджер по странам Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки, и Том Бернс, директор по поддержке продаж того же региона. Миклас раскрыл то, как в EMC понимают ставший весьма актуальным в последнее время термин «непрерывность бизнеса» (business continuance). Стоит напомнить, что маркетинговый лозунг компании теперь звучит так: EMC where information lives, то есть главным является не просто выпуск дисковых накопителей, а создание безопасного пространства, на котором может жить информация. Жизнь показывает, что чаще опасность может исходить не от террористов, а, например, от строительных рабочих, способных нарушить городские магистрали. В качестве примера Миклас привел случай, когда во время его пребывания в одной из крупных австрийских телекоммуникационных компаний последовало полицейское распоряжение всем покинуть здание, поскольку из-за разрыва газопровода оно начинает наполняться газом. Все обошлось благополучно, но перерыв в работе составил четыре часа. Этого оказалось вполне достаточно, чтобы было принято решение о строительстве резервного центра.

В докладе «Мировой опыт построения катастрофоустойчивых центров на основе современных продуктов и передовых технологий EMC» Бернс привел целый ряд примеров успешной реализации резервных центров в крупнейших мировых компаниях и банках. До внедрения этих технологий время восстановления после катастрофы могло составлять от двух до пяти дней, при этом терялись данные за последние сутки или двое. После их внедрения время восстановления измеряется часами, а потери данных может не быть вовсе или максимум в пределах одного-двух часов, в зависимости от избранного способа резервирования.

Среди множества решений выделяется то, что было сделано в немецком банке West LB. Оно не самое масштабное, но в нем есть одно очень интересное отличие: для тех, кто не может себе позволить создание резервного центра, West LB хочет стать своего рода провайдером аварийных услуг. Его клиенты могут не строить свои собственные катастрофоустройчивые центры, а в случае возникновения аварийной ситуации они вправе рассчитывать на технические возможности самого банка.

Из уроков, которые были получены по итогам эксплуатации резервных центров, по мнению Бернса, можно сделать один существенный вывод: полноценный резервный центр должен быть, по сути, двойником основного, только в таком случае может быть отработана процедура перехода с основного центра на резервный. Нередко забывают, что обратный переход с резервного на основной тоже очень сложная процедура.

Как явствовало из выступления Олега Симакова, директора департамента ИТ компании «Русский Алюминий», резервные центры — решение не для бедных. Даже у этого промышленного гиганта информационная система не идет в сравнение с тем, о чем говорил Бернс. Система построена на четырех «средних» серверах Sun (в диапазоне от Е3000 до Е4500), большого количества серверов Compaq Proliant и двух резервирующих друг друга не самых больших дисковых массивов Symmetrix 8430. Все это оборудование размещено на двух площадках, отстоящих друг от друга на 150 метров, и объединено сетью хранения (SAN — storage area network) и каналом SRDF между накопителями. Казалось бы, вполне современная система, но первая попытка перехода на «резервную площадку» заняла около суток, поскольку все приходилось делать вручную. Теперь идет процесс внедрения программного обеспечения EMC GeoSpan for Veritas Cluster Server, которое позволит автоматизировать этот процесс.

В заключающем конференцию выступлении Леонид Винокуров («Техносерв А/С») продемонстрировал еще несколько проектов катастрофоустойчивых центров. Один из них предназначен для Министерства путей сообщения, а два других — для неназванных, но «крупнейших» российских компаний — телекоммуникационной и нефтяной.