Практически все участники SofTool 2001 отметили необычайную активность клиентов

Сектор финансово-экономического ПО на выставке SofTool 2001 порадовал так, что... даже чуть-чуть напугал. Практически все участники выставки отметили необычайную активность клиентов в августе, некоторые называли этот месяц рекордным и даже «бешеным» и говорили о том, что обычного летнего затишья в этом году не наблюдалось. Близость перехода на новый план счетов и внесение изменений в Налоговый кодекс вызвали новый всплеск интереса к программам автоматизации учета.

Один из самых действенных инструментов продвижения продукции, используемый небольшими компаниями, которые не имеют огромных маркетинговых бюджетов для конкуренции с «китами», — передача информации «из уст в уста», от бухгалтера к бухгалтеру. Ярче всех на выставке работали первые лица этих компаний, инициируя механизм «вирусного маркетинга». Соперничать в области функциональности предлагаемых продуктов стало довольно сложно («системы могут все»), поэтому борьба за клиента разворачивается в других плоскостях.

«Я покажу то, чего вы не увидите в других системах», — говорит гендиректор компании «КомТех» Аркадий Народицкий. Изюминка комплексной системы учета и управления, предлагаемой «КомТех», — в визуальном характере настроек, облегчающем не только использование системы, но и ее адаптацию к нуждам конечного пользователя (за удобство интерфейса система была в свое время отмечена на конкурсе «Бизнес софт»).

Кроме того, небольшие компании оперативно откликаются на появление специфических потребностей. Скажем, возможность формирования «Декларации о движении алкогольной продукции» (относительно новой формы отчетности) предложить своим клиентам успели немногие.

Многофункциональные корпоративные системы конкурируют в основном по стоимости и срокам внедрения. «ТБ.Корпорация», ориентирующаяся на малые и средние предприятия, выбрала этот путь как основу стратегии. Опора на техническую инфраструктуру, которая уже имеется у клиента, «универсальное рабочее место», требующее не перепрограммирования, а только параметрической настройки, — все это существенно сокращает срок внедрения.

«Клиент хочет получить не просто коробку учетных программ, а подсказки и советы в управлении предприятием» — такой вывод можно сделать из разговоров на выставке. Крупные компании могут получить такую помощь, затеяв полномасштабное внедрение системы управления предприятием, а куда податься тем, кто помельче? Помимо обычного внимания к «Торговле», «Складу» и «Зарплате», представители таких предприятий ищут программы автоматизации учета и анализа, ориентированные на отраслевую специфику: для автосалонов, аптек, ювелирных предприятий и т.д. Отраслевые предложения еще не слишком хорошо структурированы, но тем не менее найти можно и систему управления бизнес-процессами на станции техобслуживания, и систему автоматизации деятельности видеопроката. Специальные программы поддержки управленческих решений перестают быть привилегией нефтяников и энергетиков.

Иногда в стремлении привлечь клиентов разработчики порой подходят к запретной черте. Казалось бы, программным средствам не резон уступать используемым на практике методам ведения бумажной бухгалтерии, однако анонсируемая некоторыми компаниями возможность ввода и исправления документов задним числом, в том числе и за предыдущий период, вряд ли найдет понимание у налоговых органов.

Значительно вырос в последнее время спрос на аналитические программы. По мнению заместителя гендиректора «Инэк» Владимира Львова, такой рост интереса к бизнес-аналитике среди банков и страховых фирм (основных клиентов компании, специализирующейся на аналитических инструментах) в последний раз наблюдался перед кризисом 1998 года. Потом наступило долгое затишье, но компании зачастую включали аналитику в пакет с бухгалтерией, справедливо рассудив, что если спроса нет, то его нужно формировать. И вот наконец: «Мы дождались своего часа», — сказал Львов.

Удовлетворить клиентов, заинтересованных в программных средствах для планирования, могли немногие из присутствовавших на SofTool. Поэтому маркетинговая акция «Общества финансового и экономического развития предприятий РОФЭР», предлагавшего за символические 100 руб. приобрести Business Plan M для экспресс-подготовки технико-экономического обоснования проекта, не осталась незамеченной. В основу этой программы, так же как и более «серьезного» продукта Business Plan PL, положены методики, используемые компанией РОФЭР, которая специализируется на оказании услуг по составлению бизнес-планов. Макеты разделов, рекомендации и образец готового плана помогут пользователю Business Plan PL, даже если он не имеет опыта подготовки подобных документов.

Активизация интереса государственного сектора к ИТ тоже нашла свое отражение на SofTool. Многие компании предлагали не только решение наиболее востребованных бюджетными организациями задач управления финансами и кадрами, но специально «заточенные» на госструктуры продукты. НПО «Криста» представляло систему финансового мониторинга для высшего руководства исполнительной и законодательной власти и систему автоматизации центров Госсанэпиднадзора, «ЭЛКО Технологии» — системы анализа финансово-хозяйственной деятельности для бюджетных предприятий и управления недвижимостью.