Участники конференции АДЭ проявили заметный интерес к домашним сетям

Домашние сети становятся в нашей стране все более популярны. Об этом свидетельствуют данные, приведенные во время обсуждения различных аспектов создания и развития «Домашнего Internet», которое состоялось 13 сентября в рамках Второй Международной конференции Ассоциации документальной электросвязи.

Сети в жилых зданиях, создаваемые на основе Ethernet самодеятельными коллективами пользователей, стали появляться в Москве в первой половине 90-х. Когда с тем, чтобы подключить их к магистралям, участились обращения к крупным провайдерам, последние начали рассматривать эту область деятельности как сферу расширения своего бизнеса. Согласно данным, представленным заместителем генерального директора компании «ПТТ-Телепорт Москва» Александром Теппером, за прошедшее десятилетие в Москве появилось около 250 сетей, которые можно отнести к категории домашних. Такие сети, позволяющие предоставлять широкополосный доступ к Internet, занимают промежуточное положение между традиционными коммутируемыми системами и выделенными линиями связи, в нашей стране все еще являются элитными. По словам исполнительного директора компании 2КОМ Александра Хенкина, руководившего заседанием секции «Домашний Internet», появились «поистине народные коммуникационные инфраструктуры, которые уже приближаются к этапу массового коммерческого использования».

Об этом свидетельствует, в частности, развитие домашних сетей в Екатеринбурге.

Как сообщил технический директор компании «Екатеринбург-он-лайн» Павел Нагибин, за четыре года количество «домашних» абонентов в городе увеличилось с 30 человек до 2 тыс., а это около 10% активных пользователей Internet. Характерно, что все заметные операторы Екатеринбурга выразили заинтересованность в этом виде бизнеса, а наиболее крупный из них — «УралРелком» расширил спектр своих услуг, купив контрольный пакет акций одной из ведущих домашних сетей города.

Нагибин считает, что Ethernet-провайдинг становится регулярным бизнесом, а не техническим феноменом, подчеркивая, что этот вид услуг ориентирован прежде всего на потребителей рынка SOHO и домашних пользователей. Он полагает, что массовый спрос в данном сегменте рынка возможен при стоимости подключения в пределах от 100 до 200 долл. и месячных затратах пользователей, не превышающих 30 долл. Эти показатели достаточно хорошо согласуются с данными «ПТТ-Телепорт Москва», где подключение обходится в 150 долл., а средние платежи составляют 30-40 долл.

Согласно даже пессимистическим оценкам специалистов «Екатеринбург-он-лайн», в 2005 году число абонентов домашних сетей составит в Екатеринбурге почти 40 тыс. человек, а соответствующие доходы провайдеров достигнут 12 млн. долл. (Следует учитывать, что в городе создана ADSL-сеть «Уралтелекома», рассчитанная на групповой доступ, которая «уравнивает в правах ?домашних? провайдеров с традиционными».)

Прогнозы развития столичных домашних сетей участниками заседания не приводились. Теппер отметил четырехкратный рост абонентской базы «ПТТ-Телепорт Москва» в течение последнего года. Число пользователей в более чем 300 зданиях превышает сейчас 1,5 тыс. человек. Опыт компании 2КОМ, работающей на юго-западе столицы, показывает, что в 17-этажном пятиподъездном доме, как правило, насчитывается до 30 «домашних» абонентов.

Не только Ethernet

До сих пор наиболее распространенной сетевой технологией домашних сетей была технология Ethernet. Ведущий специалист 2КОМ Евгений Виговский отмечает, что, несмотря на относительно невысокий уровень цен аппаратных средств и хорошую масштабируемость, использовать Ethernet в многоэтажных зданиях затруднительно, поскольку длина сегмента не может превышать 100 м и возникают проблемы при радиальной (от коммутаторов или концентраторов) кабельной разводке.

В этой связи появление технологии HomePNA, совмещающей, по словам директора компании «СвязьКомплект» Сергея Шаронина, достоинства DSL и Ethernet и ориентированной на массовой рынок, привлекло внимание «домашних» провайдеров. Спецификация HomePNA 2.0 регламентирует передачу данных с быстродействием 10 Мбит/с в 350-метровых сегментах произвольной топологии, в которых могут работать до 32 абонентов.

В 2КОМ четыре месяца назад перевели собственную корпоративную сеть с более чем 30 компьютерами, расположенными в удаленных на 150 м помещениях, на технологию HomePNA. В сентябре вводится в эксплуатацию первая домашняя сеть HomePNA с использованием оборудования компании Netgear, «активность подключения пользователей к которой не отличается от реализованных почти в сотне домов Ethernet-проектов».

Специалисты «СвязьКомплекта» ориентируются на построение сетей HomePNA на основе повсеместно распространенной в зданиях проводки радиовещания. В настоящее время реализуется ряд региональных проектов; подана заявка на сертификацию в Минсвязи HPNA-устройств, выпускаемых компанией City-Netek. Сертификацией HPNA-продуктов компании D-Link занимается ее московское представительство. Наряду с «традиционными» решениями в «СвязьКомплекте» использовали HomePNA для создания моста, объединяющего значительно удаленные сегменты локальных сетей торговых предприятий, расположенных в комплексе «Олимпийский».

По словам Теппера, в «ПТТ-Телепорт Москва» также существует опытная HomePNA-площадка. Он считает, что в соревновании Ethernet и HomePNA победит наиболее дешевая технология.

Стоимость HPNA-адаптера колеблется сейчас в пределах от 35 до 60 долл. Но и в начале становления отечественных домашних сетей Ethernet-платы таких грандов, как 3Com и Intel, стоили почти 150 долл., а продукты азиатских производителей — 50 долл. Современные же цены на сетевые платы снизились более чем втрое.