Создавая виртуальные коллективы, думайте о реальных людях

По данным Международной ассоциации телеработы, в Соединенных Штатах количество людей, работающих на дому, за прошедший год выросло на 20%, достигнув примерно 24 млн. Этот прирост наряду с тенденцией к глобальному расширению организаций заставляет многие из них формировать трудовые коллективы, участники которых территориально удалены друг от друга. Джессика Липнак, директор консалтингового агентства VirtualTeams.com и один из авторов книги Virtual Teams: People Working Across Boundaries With Technology (John Wiley & Sons, 2000), помогала в создании виртуальных подразделений таким корпорациям, как AT&T и Рfizer. Своими соображениями на тему виртуальных коллективов она поделилась с корреспондентом еженедельника Comрuterworld Джулехой Дэш.

Какие технологические новшества помогают формировать виртуальные коллективы?

Прежде всего Web. Затем — программное обеспечение для совместной работы, сотовые телефоны и электронная почта.

Приведите пример компании, успешно сформировавшей виртуальные команды.

К примеру, с этой задачей великолепно справилась NCR. Работа в четырех удаленных друг от друга американских офисах идет как будто в одном. Они соединены линиями T1, которые позволяют передавать несколько видеопотоков одновременно. Чтобы «собраться» всем вместе, участникам виртуальной команды достаточно зайти в специальные конференц-залы, оборудованные тремя мониторами: один для обмена данными, один для воспроизведения презентаций, один для видеоизображения.

Каким еще компаниям удалось справиться с этой задачей?

Shell Oil, Sun Microsystems. В Motorola на подходе оснащение персонала средствами беспроводного доступа — там будут применяться специальные пейджеры, реализующие широкополосную двустороннюю связь.

В чем залог успеха при создании таких команд?

Необходимо думать о людях. Предприниматели обычно заботятся лишь о технологиях, а не о тех, кто ими будет пользоваться. Между тем все проблемы, свойственные обычным коллективам, проявляются и в виртуальных командах, причем в гораздо большей степени. Четкое следование заданной цели, разрешение конфликтов, выбор стиля руководства в зависимости от ситуации — мы едва научились справляться со всем этим в обычных коллективах, что уж тут говорить о виртуальных.

Каковы особенности работы в виртуальных коллективах, состоящих из ИТ-специалистов?

В каком-то смысле им приходится сложнее, чем людям иных профессий. Они обычно настолько увлечены техникой, что им бывает крайне трудно сосредоточиться на решении каких-то проблем, не имеющих к ней отношения.

Как добиться эффективной работы виртуальных коллективов, в тех случаях, когда их участники находятся в разных странах?

Это непросто. Стоит попробовать добиться личного контакта между сотрудниками, чтобы между ними установилось доверие. Без доверия результативной работы не будет.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями