Новая система продажи авиабилетов будет базироваться на серверах Himalaya

До внедрения в середине 50-х годов системы Sabre сотрудники авиакомпаний регистрировали заказы на специальных цветных карточках, которые упорядочивались и размещались в специальной вращающейся картотеке

Компания Sabre Holdings сообщила о своем намерении в ближайшие годы потратить 100 млн. долл. на замену унаследованного решения, используемого уже несколько десятков лет, и перенести свою систему регистрации авиабилетов на базу данных и высокопроизводительные отказоустойчивые серверы NonStop Himalaya корпорации Compaq Computer.

«Этот проект не для слабонервных», — заметил Хенри Хартевелд, старший аналитик компании Forrester Research. Система Sabre содержит информацию о полетах 50 авиакомпаний.

По словам специалистов, помимо серьезных технологических изменений этот проект повлечет за собой и пересмотр методов работы авиакомпаний. «Он свидетельствует о необходимости учитывать появление новой бизнес-модели, обусловленной развитием электронной коммерции», — заметил аналитик Ричард Истмен из компании The Eastman Group.

План, который намерена реализовать Sabre, предусматривает отказ от созданной в IBM и функционирующей на мейнфреймах системы резервирования билетов на основе обработки транзакций, начиная с 50-х годов остававшейся стандартом в сфере авиаперевозок. Вместо нее Sabre намерена создать систему на основе более современных языков программирования, таких как C++, Java и SQL.

«Авиаперевозчики и туристические компании смогут обновлять свои расценки в системе Sabre намного быстрее, чаще и надежнее, причем с помощью любой другой системы электронной коммерции, существующей в отрасли», — говорится в заявлении руководства.

Ховард Элиас, старший вице-президент и генеральный менеджер группы Compaq Business Critical Solutions Group, сообщил о готовности выполнить столь амбициозный проект, поскольку ей уже приходилось раньше переносить массивные базы данных с мэйнфреймов. По его словам, 15 фондовых бирж, работающих на серверах NonStop Himalaya, — убедительное свидетельство опыта и надежности.

В Sabre заявили, что на перенос системы в серверную среду потребуется три-четыре года, и весь проект будет реализован в три этапа. Как сообщил директор по технологии Крег Мерфи, первый этап, на котором будет развернута вычислительная система с 192 процессорами, уже начался и должен завершиться к началу следующего года.

Турагентства и конечные пользователи могут и не заметить каких-либо изменений, но при этом у них явно станет поменьше проблем и задержек при получении точных данных из системы резервирования. В то же время, по его словам, Sabre сможет вдвое увеличить производительность разработчиков и сократить стоимость владения на 40%.

В конце концов, информация в системе Sabre объемом 16 Тбайт будет обрабатываться на 4 тыс. процессоров и храниться в реляционных базах данных, поиск в которых будет выполняться с помощью собственного алгоритма Sabre на платной основе. Все это должно происходить с участием специалистов компании Electronic Data Systems, которая помогает Sabre в осуществлении переноса системы с мэйнфреймов. Sabre и EDS подписали соглашение о сотрудничестве сроком на десять лет, оцениваемое в 2,2 млрд. долл., в соответствии с которым EDS будет управлять операциями компании Sabre, связанными с ИТ.

В то же время авиакомпании должны принять решение, продолжать ли работать с унаследованной системой резервирования или перейти на технологию Sabre.

Истмен считает, что авиакомпаниям, которые обслуживает Sabre, придется выполнить огромную работу, чтобы адаптироваться к новой технологии, но «это полностью изменит культуру отрасли авиаперевозок». По его словам, особенности технологии довольно незначительны по сравнению с тем, что они делают. «По существу, они меняют способ распространения продукта, который предлагают туристические компании», — подчеркнул он.

«Интеграция всей информации Sabre в одну базу данных, в одном месте и в реальном времени — вот главная цель», — считает Мерфи. Этот шаг также позволит Sabre совместно с авиакомпаниями реализовать бизнес-логику в системах резервирования билетов. Благодаря такой бизнес-логике система сможет автоматически продавать билеты по более низким ценам, если к заранее назначенной дате не было продано достаточно мест. Что касается авиакомпаний, то они получат возможность продавать часть мест своим партнерам и в какой-то степени исключить риск, если билеты не будут реализованы.

Техническая миграция столь большого масштаба в любом случае будет оправданна теми бизнес-преимуществами, которые получат менеджеры авиакомпаний от совместной поддержки, бухгалтерских расчетов и информации о резервировании на одной системе, поскольку эти подразделения в процессе работы в определенном смысле утратили свою независимость.