20 лет назад оригинальная модель IBM PC научила мир быть проще и гибче, а системы из стандартных компонентов одержали верх над сложными, неповоротливыми и закрытыми конкурентами, положив начало самому массовому клонированию компьютеров в истории. Сегодня об этих заслугах почему-то забыли.

Я помню, как IBM одной левой повернула рынок ПК, на котором преобладали энтузиасты-любители, в сторону профессионального решения деловых задач. Хочется отметить, что успех ПК был обусловлен не каким-то одним выдающимся элементом, а всей совокупностью новых решений.

Больше функций — меньше недостатков

Почему я решил отдать деньги за IBM PC, а не за компьютер Apple и не за модели забытых сегодня производителей, таких как Northstar или Cromemco? Основным критерием выбора была открытость системы и высокое качество ее обслуживания. Мне нравились пишущие машинки IBM Selectric, а корпорация не только намеревалась устранить все те недоработки, которые обнаруживались со временем, но и стремилась финансировать мою покупку. Принять такое решение в отношении компьютера, который стоил дороже, чем мой автомобиль, было непросто.

Текст на мониторах конкурентов мерцал и выглядел неприглядно. А зеленые буквы на черном экране IBM отображались четко и ясно. Клавиатура с несколько странным расположением клавиш сразу стала объектом нападок многочисленных критиков, но тем не менее ей довольно легко удалось положить на лопатки продукты конкурентов, у которых зачастую отсутствовали даже клавиши стрелок.

Системы IBM оказались более совершенными, у них не было такого количества недостатков, как у их соперников. Основным преимуществом новой машины являлась гибкая, хотя и неудобная для программирования 20-разрядная система адресации. Это позволило конструкторам разместить в IBM PC в 16 раз больше памяти по сравнению с привычными 64 Кбайт старых машин. Благодаря этому появилась возможность запускать на компьютере IBM более быстрые и сложные программы.

Наследие старых времен

Желающие пересмотреть историю настаивают на том, что IBM совершила очень серьезную ошибку, позволив Microsoft предоставить лицензию на DOS всем желающим. Но чуть раньше небольшие машины IBM с оригинальной операционной системой уже потерпели фиаско. История наглядно продемонстрировала, чем заканчивается предложение закрытой ОС собственной разработки — изолированностью Macintosh. Стремление Microsoft продавать DOS везде, где только можно, создало предпосылки для усиления активности независимых разработчиков программного обеспечения и для увеличения количества программ, написанных для DOS.

На самом же деле просчет IBM заключался в том, что корпорация опасалась оттока части клиентов от более дорогих машин, а это, по сути, было неизбежно. Вместо того чтобы закрепляться на стремительно растущем новом рынке, IBM пыталась защищать свой бизнес, связанный с продажей мощной техники. В результате цены на новое оборудование оказались завышенными и спрос на последовательные порты, многофункциональные платы, модемы и т. д. начали удовлетворять независимые производители. Свой первый ПК за семь лет работы на нем я модернизировал несколько раз. Единственным компонентом, на котором сохранилась торговая марка IBM, осталось ПЗУ с обновленной программой начальной загрузки.

Когда молодые компании вышли на рынок с клонами и новыми переносными компьютерами, IBM ответила поставкой продуктов, продаваемых по заоблачным ценам. Тогда рынок сделал свой выбор. И все же в условиях конкурентной борьбы с производителями микрокомпьютеров из всех крупных компаний только IBM удалось наладить удачный выпуск ПК. Все усилия корпораций Digital Equipment, Xerox и Wang по созданию собственных моделей персональных компьютеров так и не увенчались успехом.

Что ж, история развития IBM PC преподала всем жестокий урок: среди тех, кто пытается разрушить ваш бизнес, можете оказаться и вы сами.