На протяжении всех пяти дней конференции неизменно подчеркивалось желание быть заодно с клиентами, эту форму общности называли «единым народом» (Borland nation), а слоган Made in Borland превращал компанию в своего рода государственное образование

В курортном пригороде Лос-Анджелеса Лонг-Бич на вечную стоянку пришвартованы лайнер Queen Mary и российская подводная лодка «Скорпион». Здесь в течение пяти дней проходила очередная, двенадцатая по счету конференция Borland.

По сложившейся традиции она была подчинена интересам разработчиков и носила не столько маркетинговый, сколько технологический характер. Поэтому кроме основного зала, где проходили важнейшие выступления, были задействованы десятки конференц-залов, где обсуждались более узкие технологические вопросы, и огромная тестовая лаборатория с сотнями компьютеров, позволяющими поработать с раннего утра и до полуночи.

Но было бы несправедливо, говоря о BorCon 2001, иметь в виду только технологии и продукты. Конференция позволила уловить характер и культуру компании. Например, в последние годы Borland не ограничивается поставкой продуктов и осуществлением необходимого сервиса. Руководство компании проявляет постоянное стремление к более тесному взаимодействию с пользователями. На протяжении всех пяти дней неизменно подчеркивалось желание быть заодно с клиентами, эту форму общности называли «единым народом» (Borland nation), а слоган Made in Borland превращал компанию в своего рода государственное образование.

Демографический портрет этого виртуального государства таков: средствами быстрой разработки от Borland пользуется более 2 млн. разработчиков; большинство работает на C++ Builder и Delpi. Зарегистрировано 580 компаний — разработчиков компонентов. Отдав предпочтение инструментам от Borland, многие надолго сохраняют им верность. На первом пленарном заседании собравшихся попросили ответить на вопрос: «Кто и сколько раз был на BorCon?» Оказалось, что приехавших впервые немного, большинство побывало на BorCon уже раз пять-шесть, но есть даже такие, кто не пропустил ни одной конференции.

Показательно еще одно обстоятельство: BorCon 2001 прошла в атмосфере общего оптимизма, резко контрастировавшего с пессимистическими настроениями, которые установились после недолго длившейся в Кремниевой Долине эйфории. В то время когда подавляющее большинство компаний терпит огромные убытки, сотрудники увольняются десятками тысяч, Borland, преодолев известный внутренний кризис, находится на подъеме.

На сцене лидирующий дуэт

BorCon 2001 — айсберг, в основной и невидимой наблюдателю части которого проходила работа по секциям, учебные семинары, сдача сертификационных тестов, а в «надводной» был большой зал и небольшая выставка. Во всех встречах в большом зале главными действующими лицами и исполнителями были Дэйл Фуллер и вице-президент по связям с разработчиками Дэвид Интерсимон, обычно именуемый David I. Они выступали в роли ведущих всех проходивших здесь акций, это тем более интересно, что более непохожих по внешнему облику людей трудно сыскать, их объединяет разве что рост под два метра. Атлетического сложения, в неизменной черной майке и строгом пиджаке, Дэйл выглядит типичным игроком в американский футбол. Тучный, с нечесаной гривой волос на голове и огромной бородой, Дэвид разнообразил свой туалет разве что сменой одних шорт другими, но в брюках его увидеть так и не удалось. Гай Кавасаки, гость конференции, сказал: «Я выступал на сотнях конференций, но меня впервые представляет человек в трусах». Дэйл — это выдержка, тихий голос и абсолютная корректность поведения, Дэвид, напротив, — громогласность, резкие движения и бурный темперамент.

И ведущие, и другие выступавшие вели себя предельно естественно, тем не менее определенная театральность присутствовала. Открытие BorCon началось с того, что на выстроенные на сцене буквы, образующие временное название INPRISE, набросилась огромная обезьяна с молотом и разнесла их в мелкие кусочки. Затем под общий хохот она стянула с себя шкуру, под которой оказался вспотевший и чудовищно лохматый Дэвид. Затем он представил компанию в форме диалога с условным компьютером Dale 9000, которым, как нетрудно догадаться, оказался находившийся за сценой Дэйл Фуллер.

Дэвид и Дэйл определили цели, поставленные при организации BorCon 2001. В качестве исходной точки они остановились на том, что мир современного программирования находится в переломной фазе, он претерпевает сейчас огромные изменения. Основные признаки нового: Java, Linux, PDA, распределенные Web-службы, беспроводные и мобильные платформы, разнообразные устройства, поддерживающие Internet, а также инициативы Sun ONE, Microsoft .NET, структура IBM для электронного бизнеса.

Несмотря на внешнюю театральность, основной пафос вступления сводился к тому, что Borland готова к новым веяниям и имеет весь набор инструментов, необходимых в современных условиях.

Новая производственная программа

Одна из сильных сторон Borland на нынешнем этапе заключается в том, что компанией выработана очень строгая производственная программа, позволяющая реализовать все основные стадии проекта (разработка, внедрение, управление), и при этом успешно адаптированная к изменившимся условиям.

За прошедший год заметно изменилось распределение производственной программы по продуктовым линиям. Сократился интерес к традиционным средствам разработки, но в той же пропорции возрос спрос на Java-инструментарий; сегодня продукты, так или иначе связанные с Java, обеспечивают примерно 70% общего дохода компании.

На протяжении последнего десятилетия задачи, решаемые средствами быстрой разработки (RAD — rapid application development), заметно менялись и расширялись. Началось все со средств для создания графических интерфейсов, через несколько лет актуальной стала задача обеспечения конфигураций клиент-сервер, еще позже возникла необходимость работать с распределенными объектами. Революционным стал 1999 год, когда появились Web-серверы приложений, а в 2001 году родилась еще одна новинка — Web-службы, и для них тоже понадобились средства разработки. В производственной программе Borland средства RAD относительно сокращаются, при том что в этом сегменте происходит внутреннее перераспределение, вызванное появлением новых архитектур прикладных систем.

Пик востребованности новых средств RAD для разработки Web-служб, по мнению аналитиков, выпадет на 2003 год, однако версия Delpi 6, реализующая необходимую функциональность, уже сейчас готова, она поддерживает SOAP, XML, WSDL и XSL, согласована с инициативами Microsoft BizTalk и .NET, Sun ONE, Oracle NOW.

Другая RAD-среда, Kylix призвана стать средством, которое заполнит существующий разрыв между ядром Linux и множеством технологий, она должна помочь разработчикам, привыкшим работать в среде Windows, создавать «родные» для Linux приложения. Конечная же цель развития Kylix заключается в том, чтобы создать единую среду разработки вне зависимости от операционной системы. Возможно, в ближайшем будущем последуют переименования и появятся два родственных продукта Delphi for Windows и Delphi for Linux.

Аналитики высоко оценивают перспективность рынка разработки на Java. Всего за несколько лет число разработчиков, использующих Java, во всем мире должно возрасти с 1 до 3 млн. В Borland инструментарий, предназначенный для них, делят на три основных сегмента.

  • Утилиты (коробочные готовые продукты), представляющие полный пакет необходимых средств для разработки. В этой категории Borland предлагает пакет Enterprise Studio Java Edition, включающий кроме ее собственного продукта JBuilder инструменты третьих фирм Visual Modeling (Rational Rose), Web Scripting (Macromedia) и Dreamweaver (UltraDev 4).
  • Средства для разработки беспроводных приложений. Предметом особой гордости является соглашение между Borland и Nokia, согласно которому первая компания поставляет второй JBuilder MobileSet Nokia Edition. Он принят теперь в качестве стандарта для разработок J2ME. В ближайшие месяцы должны появиться мультиплатформенные версии J2ME и Personal Java для встроенных устройств, сотовых телефонов и PDA.
  • Средства для многозвенных архитектур, включающих различные ОС (Windows, Solaris, Linux, Mac OS X), различные серверы приложений (BAS, BEA, iPlanet и др.) и средства для управления проектами (Rational ClearCase, Microsoft VisualSourceSafe и др.). Для этих целей предлагается JBuilder в трех версиях — Personal, Professional и Enterprise.

Нишу внедрения и управления перекрывают два продукта — VisiBroker, лидер в области реализаций технологии CORBA, и AppServer, с помощью которого Borland успешно борется за свое место на рынке серверов приложений, совместимых с J2EE.

Когда одному из участников вручали приз за разработку, он отметил, что, имея акции Borland, смог купить новый дом. В Кремниевой Долине сегодня это звучит весьма необычно

На фоне других продуктов положение InterBase так и осталось неясным. Кроме проекта сайта Movi-E-tailer, который построен на этой СУБД, никаких специальных сообщений, связанных с InterBase, сделано не было.

Важнейшим компонентом инструментария являются средства для совместной деятельности соучастников процесса разработки; для обозначения этой категории продуктов теперь используется термин collaborative development. В качестве средства для реализации такого режима разработки Borland предлагает систему TeamSource Development Services Platform (DSP). Она образует универсальную инфраструктуру для управления распределенной разработкой кодов и систему обмена сообщениями, она позволяет объединить в одну виртуальную команду специалистов, работающих над одним проектом, но разделенных защитными экранами. TeamSource DSP имеет необходимые встроенные платформы, в том числе Java, Delphi, C++ Builder, Kylix, AppServer, VisiBroker и AppCenter.

Приглашенная звезда

По традиции конференция такого ранга не обходится без приглашенной звезды. В данном случае в этом качестве выступил Гай Кавасаки, глава одной из самых модных в Калифорнии компаний garage.com. Нетрудно догадаться, что название ассоциируется со знаменитым гаражом Хьюлетта и Паккарда, с которого началось производство электронных приборов в Bay Area, позже названной Кремниевой Долиной. Кавасаки автор теории выпуска революционных по своей новизне продуктов. Не случайно одну из своих книг он назвал «Правила для революционеров». К тому же он автор очень любопытных правил, шуточного ИТ-тезауруса. (Одно из его любимых выражений don?t be bozo, бозо — человек излишне самоуверенный, неспособный к оправданному риску.) До 1998 года Кавасаки был главным проповедником технологий в Apple. Интерсимона связывает с Гаем давняя дружба, но не только. Руководство Borland довольно точно следует правилам Кавасаки, и уж точно они не позволяют себе быть бозо, может быть, именно это и позволяет им добиваться успеха в нынешние нелегкие времена.