Всероссийская конференция «Стандарты в проектах информационных систем»

В СССР стандартами активно занималось государство, строго специфицируя все и вся. Однако рынок выдвинул свои требования, зачастую куда более строгие, чем в прежние времена. Необходимость стандартизации остро сказывается в области ИС.

Современные информационные технологии требуют тесного взаимодействия разных систем, людей и бизнес-процессов. Сложность систем все время возрастает, а рынок требует сокращения затрат и сроков на их создание. Выход из ситуации возможен через последовательное применение современных стандартов — как в самих процессах управления проектами, так и при создании систем с открытой архитектурой. В этих условиях произошли во многом революционные изменения в содержании основных стандартов. Изменилась сама трактовка понятия «система», появились стандарты, ориентированные на процессный подход, на гибкие процессы конструирования, приобретение и сопровождение систем и программ. При создании крупных систем и отраслевых решений все чаще применяются установленные профили стандартов.

При создании современных систем в России целесообразно применение международных стандартов, поскольку, во-первых, они повышают эффективность работы наших предприятий и специалистов, а во-вторых, избавляют от проблем при стыковке отечественных проектов с международными программами или системами зарубежных поставщиков.

«Наиболее существенное — это выяснение самой потребности в стандартизации информационных технологий, — уверен заведующий отделом Института системного программирования РАН Евгений Филинов. — На мой взгляд, нужны стандарты информационных систем именно для каждого конкретного предприятия, чтобы ему свои дела, связанные с информатизацией, устроить с соответствии с правильными, апробированными и, желательно, международными нормами».

Однако очень многие отечественные проектировщики систем не готовы к использованию современных подходов и стандартов — ни организационно, ни методически, ни психологически, и это заметно сказывается на качестве проектирования и сопровождения систем.

Состоявшаяся первая Всероссийская конференция «Стандарты в проектах информационных систем» была призвана помочь обменяться накопленным опытом решения проблем в перечисленной области и наметить пути движения вперед.

Ее организаторами выступили журнал «Директор информационной службы» и издательство «Открытые системы» при поддержке ВНИИстандарта Госстандарта России и ряда других организаций. Конференция стала первым форумом такого рода, организованным не по официальному или ведомственному плану, а в результате инициативы заинтересованных специалистов, общественных организаций и предприятий.

Слушатели получили актуальную информацию, отражающую последние изменения в стандартах; обсудили опыт применения стандартов в типичных задачах руководителей, разработчиков и внедренцев; познакомились с систематизацией нормативных требований к информационным системам и еще целым рядом важных тем.

Многие участники, в том числе и руководители ВНИИстандарта, отмечали важность использования опыта конференции для организации некоммерческих профессиональных объединений, способных стать инициаторами процессов создания, оценки и совершенствования стандартов. В мировой практике разработка стандартов идет именно этим путем — ведь наибольший эффект дает как раз процедура открытого обсуждения и совершенствования стандартов. Причем выгоды от использования стандартов разными, в том числе и конкурирующими предприятиями, превышают возможные потери. Создание открытого сообщества позволило бы публично обмениваться опытом практического применения стандартов и обеспечить обратную связь с разработчиками стандартов.

По наблюдению Николая Михайловского, генерального директора компании «Лаборатория НТР», на конференции сложились интересные сообщества: как в области стандартов на нормативно-методическое обеспечение разработки программных средств, так и в области XML-стандартизации.

В России негосударственные организации только начинают проявлять активность в области разработки стандартов. Поэтому большой интерес вызвала представленная на конференции инициатива по разработке стандарта на формат коммерческих документов с использованием XML. Но для того чтобы созданные таким образом форматы смогли получить статус стандарта де-факто, необходимы серьезные усилия по их согласованию.

«Наиболее важным явилось привлечение небюджетных организаций к координации усилий по стандартизации ИТ, — отметил профессор Александр Олейников, зам. председателя Секции открытых систем РАН. — Ведь госструктуры тратят какие-то деньги, хотя и недостаточные, на стандартизацию, но делается это, на мой взгляд, крайне неэффективно и без согласования с теми людьми, которые будут в конечном счете практически этими стандартами пользоваться. Надеюсь, в дальнейшем на основе возникшего сотрудничества мы будем сначала вырабатывать консенсус, и только после этого решать, какие стандарты следует принимать, и в какой очередности».

Прозвучало на конференции и такое существенное замечание, что применение стандартов, например, с целью обеспечения необходимого уровня качества работ и продукции вовсе не бесплатно и требует определенных затрат.

Но, конечно, при внедрении стандартов в конкретной организации очень важен процесс самостоятельной работы ее специалистов по заблаговременному созданию системы стандартов уровня предприятия и проекта — оно должно происходить до начала проектных работ по непосредственному конструированию самого изделия. Пока предприятие не осознает свои выгоды от применения стандартов, говорить об успешной их разработке, а тем более — внедрении на предприятии бессмысленно.

Довольно актуальны новые стандарты на процессы жизненного цикла ПО и систем, на аспекты управления проектами и управления качеством, ведь они помогают преодолению барьеров между разработчиками и заказчиками, способствуют интеграции бизнес- и информационных аспектов построения систем.

Практически на всех отечественных предприятиях, к сожалению, разрыв между уровнем организации управления и уровнем технологий продолжает расти. Но несмотря на это, многие руководители основные силы и средства по-прежнему вкладывают именно в развитие производственных и компьютерных технологий, считая их основным инструментом конкурентоспособности.

В этих условиях помог бы механизм, заставляющий предприятия регулярно обновлять профиль стандартов, которым оно должно следовать в соответствии со своими целями. Механизм, побуждающий руководителей и собственников проводить регулярный аудит с целью выявления дисбаланса в зрелости различных элементов предприятия как системы: целей — процессов — технологий — организационной структуры — квалификации/мотивации персонала.

Вместе с тем участники конференции говорили о том, что аттестация и сертификация по инициативе самих предприятий должны распространяться на все более широкие области, а также о том, что именно конкуренция и открытость информации способны вести предприятия к реальному внедрению стандартов и совершенствованию своей работы.

Прозвучало обращение к Госстандарту ускорить разработку и пропаганду стандартов, определяющих терминологию в новых технологиях.

Отмечалось, что стандарты входят в практику легче, если они проникают в деятельность вместе с реализующими их инструментами: программными средствами разработки, приложениями и методиками. Но претендующие на такое качество инструменты должны обязательно проверяться на реальное соответствие стандартам.

Чтобы стандарты оказались реально востребованными, в них следует включать приложения с рекомендациями и примерами их применения.

На конференции говорилось о необходимости «плавного» внедрения новых стандартов и сохранения всего полезного из того, что уже накоплено и действует в рамках предприятий. В том числе отмечалась целесообразность применения положений нормативных документов комплекса стандартов ГОСТ 34 (а также ЕСКД и отдельных документов ЕСПД) в той части и тех случаях, когда они не противоречат или могут быть согласованы со вновь появляющимися информационными технологиями и методами организации проектных работ.

Прозвучали рекомендации по разработке профилей стандартов отраслевого уровня и уровня крупных предприятий на основе международных и национальных стандартов, то есть методом «сверху вниз».

Отмечался и положительный опыт создания и применения стандартов уровня конкретного предприятия или проекта — и даже небольших фирм. В качестве основы таких стандартов назывались не только, например, общие стандарты на модели процессов жизненного цикла систем и ПО, не только известные стандарты на интерфейсы, но и некоторые фирменные стандарты и методики компаний — поставщиков программных инструментов, а также собственные унифицированные программные компоненты и инструктивные материалы. В рамках таких предложений проявился подход к разработке стандартов методом «снизу вверх».

Естественно, следует совместно использовать оба этих метода, чтобы соединить преимущества собранного практического опыта конкретных предприятий и методического багажа, аккумулированного в общих стандартах.

«Мы будем продолжать включать в план курсы по стандартам, — сказала Наталья Обухова, зам. директора Учебного центра ?Трейнинг Лайн?. — Уже сейчас многие из них в большой степени затрагивают эту тему, например, читается курс по управлению информационными проектами на основе новейших стандартов».

Конечно, в непростом деле формирования стандартов необходимо консолидировать усилия государственных органов, профессиональных объединений и коммерческих фирм. На конференции предлагалось обратить внимание на разработку межотраслевых стандартов и их согласование на федеральном уровне.

Одним словом, начало положено. Участники сошлись во мнении, что через год обязательно следует организовать вторую Всероссийскую конференцию по данной тематике. И, позаботившись о привлечении зарубежных партнеров, придать ей статус международной.


Лучше всего оценить результаты конференции могут сами ее участники — организаторы и докладчики. Мы попросили их выделить, на их взгляд, ее важнейшие результаты, рассказать о том, как их организации планируют применять стандарты, поделиться своим видением продолжения этой деятельности.

Евгений Зиндер, председатель оргкомитета конференции «Стандарты в проектах современных информационных систем», директор аналитического бюро «Группа 24», главный редактор журнала «Директор информационной службы»:

Наиболее важным на конференции было многообразие как практически осуществляемых подходов к применению стандартов, к «выращиванию» стандартов уровня предприятия, так и размеров и типов предприятий, активно работающих с ними. Кроме того, конференция была действительно всероссийской и открытой, интегрирующей различные подходы и мнения. Надеюсь, что нам удастся организовать следующую конференцию по стандартам не хуже, даже лучше этой, и что широкое сообщество и те общественные организации по освоению и развитию стандартов, о которых говорилось на конференции, возникнут и получат поддержку.

Валерий Артемьев, советник директора Главного центра информатизации Банка России:

Судя по всему, в России наметились определенные сдвиги в технологической культуре информатизации, и, прежде всего, в направлении создания корпоративных систем. Это напрямую влияет на интерес к стандартам и их востребованность. Конференция показала практическую потребность ряда организаций и отраслей в разработке, адаптации и консалтинге по стандартам. Это может способствовать созданию нового рынка или сегмента научно-технических услуг по стандартизации, позволит удовлетворить обоюдные стремления специалистов по стандартам и конкретных потребителей.

Георгий Калянов, руководитель отдела бизнес-анализа компании «Ланит»:

По завершению конференции сложилась четкая картина состояния дел и перспектив стандартизации в рассматриваемой области. Продолжение этой деятельности, в идеале, — это формирование и проведение в жизнь целого комплекса соответствующих мероприятий по продвижению стандартов в массы. Хотелось бы прийти к такому результату: компания, не гарантирующая (не на словах, а на деле) выполнение проекта на базе соответствующих стандартов, просто не допускается к тендеру.

Борис Летучий, главный технолог компании «СетьПроект»:

Мне показалось важным несомненное стремление сообщества «информационных технологов» к повышению профессионального уровня (в частности, уровня управления) своих организаций и качества работ. Я полагаю, что стандартизация рассматривалась участниками конференции как один из инструментов этого прогресса. Я не очень понимаю пока, как можно было бы организовать работу постоянно действующей группы или сообщества, способствующего стандартизации в проектах информационных систем, — слишком сильна здесь конкуренция и не очень просчитывается выгодность наличия стандартов; подмывает сыграть на их отсутствии у конкурента. А вот периодическая «синхронизация» в форме конференций полезна безусловно.

Александр Вендров, зав. кафедрой информатики Всероссийской государственной налоговой академии:

Для меня было самым главным понять, чему учить студентов. Чтобы грамотно построить обучение, очень важно увидеть тенденции в развитии информационных технологий и стандартов. Ведь уже сейчас преподавателю нужно определить, что будет актуально через год, два или в более дальней перспективе.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями