В компании «Вимм-Билль-Данн» внедряется система B2B Online

Эдуард Стругов: «В компании ?Вимм-Билль-Данн? директор по снабжению материально заинтересован в поиске поставщиков, оптимальных для предприятия»

Internet-системы закупок позволят промышленным и торговым предприятиям расширить круг поставщиков и приобретать товар по более выгодным ценам. В этом уверен генеральный директор компании «СофтПром» Эдуард Стругов. На семинаре для представителей промышленных предприятий он подробно остановился на перспективах электронного бизнеса в России, рассказав об Internet-системе для осуществления закупок, которая сейчас внедряется в компании «Вимм-Билль-Данн» (известный российский поставщик продуктов питания).

По мнению Стругова, из трех основных моделей электронного бизнеса (ведение прямых закупок, прямых продаж и торги на электронных торговых площадках) две первые наиболее перспективны. Электронные торговые площадки в российских условиях оказываются неэффективными. Найти новых контрагентов предприятиям зачастую не удается (они просто не спешат выйти на электронные ярмарки), а со старыми партнерами они предпочитают работать прежними методами.

Гораздо больше перспектив — у прямых закупок и поставок. В частности, если предприятие заинтересовано снижать закупочные цены и находить новых поставщиков, весьма эффективными оказываются системы электронных закупок. Их использование помогает сломить инертность, а то и нечистоплотность иных снабженцев, которые в ущерб предприятию продолжают закупать продукцию по высоким ценам у сложившегося круга партнеров, не замечая либо игнорируя поставщиков, готовых предложить не уступающие по качеству материалы по более низким ценам.

Internet-системы для ведения прямых закупок позволяют значительно повысить эффективность менеджеров отделов снабжения. Как правило, менеджер, работающий по старой схеме, способен осуществить не более 15-20 содержательных телефонных звонков в день. С помощью электронной системы он получает возможность размещать или рассылать предложения о закупке сотням, тысячам поставщиков, изучать поступившие от них встречные предложения и выбирать оптимальные для предприятия условия поставки.

Системы электронных закупок позволяют предприятию значительно экономить, снижая расходы на сырье и материалы и одновременно уменьшая издержки бизнес-процесса по их закупке благодаря его оптимизации. Согласно расчетам, которые привел Стругов, совокупная экономия может составить 15-30%.

Своим клиентам из числа промышленных предприятий и проектных организаций компания «СофтПром» предлагает систему B2B Online. Она ориентирована на ведение открытых торгов среди всех поставщиков, пожелавших зарегистрироваться.

Доступ в систему разделен на три уровня. На верхнем слое, который открыт всем пользователям Internet, публикуется достаточно скупая информация: данные о самых последних предложениях и заявках. Основная его роль — привлечь потенциальных поставщиков к участию в торгах. Следующий слой информации доступен всем зарегистрировавшимся поставщикам. Здесь публикуются каталоги товаров, которые предприятие заказывает. Тут же размещаются предложения по закупкам и продажам. Поставщики могут ознакомиться с предложениями конкурентов и откорректировать свои цены. Предусмотрена возможность оповещения поставщиков о начале очередных закупок путем рассылки соответствующих предложений по электронной почте. Ключевая функция этого слоя — осуществление торгов с целью понижения закупочных цен. Наконец, в третьем слое системы осуществляются реальные транзакции с теми предприятиями, с которыми предприятие решило сотрудничать.

Именно по такой схеме строится работа системы в «Вимм-Билль-Данн». Предприятие это постоянно заботится о том, чтобы снижать издержки и повышать свою прибыльность в условиях жесткой рыночной конкуренции.

Как подчеркнул Стругов, система эта рассчитана прежде всего на покупателя — именно он является реальным ее заказчиком. Утверждается, что она может быть внедрена на предприятии в течение месяца, включая период реструктуризации бизнес-процесса закупок. Новое решение позволит убрать посредников из процесса закупок, расширить круг поставщиков, обеспечить предприятие оперативной информацией о соотношении цен на закупаемые товары и услуги, сократить издержки на взаимодействие с поставщиками.

В дальнейшем планируется разработать интерфейс между B2B Online и другими торговыми системами, чтобы размещать в них объявления о закупках и принимать встречные предложения. Формат взаимодействия предполагается реализовать на основе XML.