Свершилось. Давно обсуждаемая идея разделения «Комтека» на «профессиональную» и «пользовательскую» части, наконец, воплотилась в жизнь. Хотя бы и формально. Хотя бы и тогда, когда это уже мало что меняет.

Дмитрий Гапотченко — заместитель главного редактора Computerworld Россия. Если у вас есть версия, что будут показывать на «крупнейшей ИТ-выставке» следующей версии, — пишите на gdi@osp.ru

Сама по себе давно обсасывавшаяся идея куда как хороша, даже с учетом того, что первый блин, как водится, отчасти вышел комом — самые проворные охотники за сувенирами зарегистрировались в «профессиональном» — втором — павильоне еще во время церемонии открытия. В дальнейшем пропускной режим, надо признать, несколько наладился: детей секьюрити до «профессионалов» не допускали. Однако предотвратить песни и пляски, имевшие место быть не на одном «профессиональном» стенде, естественно, не удалось. Идеологам «разделения» оставалось утешаться тем, что сии концерты услаждали «специалистов и профессионалов», участников «Комтека», поверивших в обещанную тишину, — собственно говоря, ничего не изменилось, а отсутствие новостей в таких ситуациях — уже хорошая новость. А еще они могли порадоваться тому, что на «Связь-Экспокомме» было не лучше.

Последняя разрослась до размеров «Комтека» лучших времен, а то и больших — с учетом «выселения» на улицу стенда «Вымпелкома». И (как и предсказывал наш еженедельник пару лет назад, когда судьба «крупнейшей компьютерной выставки России» еще живо волновала широкую околокомпьютерную общественность) постепенно перенимает все замечательнейшие черты последнего. Что вполне закономерно.

Ибо, особенно на выставках, «связь», как и «компьютеры», — это не только сверхвысокие технологии, но и массовая услуга. А массы хотят сувениров и зрелищ. Оделять ими на стагнирующем, если не хуже, «Комтеке» — напрасная трата раздаточного материала. «Связь» же на подъеме со всеми атрибутами такового — от визитов высокопоставленных лиц до массового проявления народного интереса. Отчасти вызванного тем, что субъекты рынка жаждут внимания широкой общественности и завлекают оную концертами и сувенирами.

Наиболее забавная ситуация со смешением жанров сложилась в павильоне «Форум», большая часть которого была занята «Системой Телеком». В «Систему» входят множество компаний самой разной рыночной, а стало быть, и выставочной ориентации. И в то время как ее топ-менеджеры желали поговорить в специально устроенном на стенде компании пресс-центре о высоком — например, об инвестициях в отрасль связи как таковую, — «пользовательские» подразделения во весь голос привлекали внимание потенциальных клиентов. Безусловными жертвами звуковой войны между аналитиками и шоуменами стали журналисты, вынужденные вычленять аналитические выкладки из шумового фона. А возможным моральным победителем — администрация «Экспоцентра», любящая попенять «скупым» участникам, устраивающим мероприятия на стендах вместо того, чтобы арендовать специализированные помещения выставочного комплекса.

К слову, в третьем павильоне было тихо и просторно — самая что ни на есть рабочая атмосфера. И от входа на выставку недалеко. Но почему-то он считается «непрестижным». Может, как раз за тишину и покой?

Еще один «шаг» к «Комтеку» состоит в том, что (чуть ли не впервые) участники «Связи» заговорили о том, что выставка «не окупается» (мотив, хорошо знакомый по «Комтеку» времен упадка). Жалобы их оригинальностью не отличаются: цены растут, ходит непонятно кто, оттого шумно и нужному человеку к стенду не протолкнуться.

В этих жалобах, как и в их решительном опровержении устроителями выставки (неважно — какой), есть и толика лукавства, и некая доля истины. С одной стороны, заинтересованный человек до нужного стенда дойдет и через толпу тинейджеров (образующуюся, к слову, не везде, а лишь там, где оную создают специально). С другой — «площадная» (по величине стенда) конкуренция неизбежно поднимает цену для всех участников, и затраты «пользовательских» компаний ложатся отчасти на плечи «тихих» интеграторов. А ведь на происходящее наложился некоторый кризис на «мобильном» рынке, заставивший ряд производителей поумерить активность, а то и вовсе отказаться от участия. Но к следующему году они могут снова воспрянуть духом.

Глядя на схожесть развития обеих упоминающихся выставок, можно предположить, что через несколько лет сотовые компании «выберут» платежеспособные сегменты населения подчистую, производители прославят свои брэнды и более-менее поделят рынок и партнеров, интеграторы к тому времени с выставки разбредутся (тоже удовлетворив нужду в продвижении марки)... Internet-компании свой звездный час пережили, интеллектуальные холодильники и IP-утюги — скорее по части экспоцентровской же выставки товаров народного потребления. Что смотреть будем?