Алексей Максимов: «Мы хотим максимально использовать экономический подъем»

Компьютерное направление в компании «М.Видео», которая известна своей сетью розничных магазинов, торгующих бытовой техникой и электроникой, начало формироваться в 1998 году. По словам заместителя управляющего розничными продажами Дениса Никулина, вся предлагавшаяся в то время компьютерная техника помещалась на трех стеллажах и в двух витринах магазина, расположенного на Маросейке.

Серьезное развитие розничной продажи компьютерного оборудования (когда соответствующие отделы появились во всех магазинах «М.Видео») началось в 1999 году, к концу которого его доля в обороте компании составила примерно 5%.

Дальнейшие усилия, связанные, в частности, с расширением ассортимента продукции и списка поставщиков, позволили увеличить удельный вес компьютерной техники до 10% (данные за прошлый год).

Как заметил Никулин, развитие компьютерного сегмента розничного бизнеса «М.Видео» отличается наибольшей динамикой. Результаты первых месяцев текущего года свидетельствуют о продолжающемся росте продаж и «об устойчивом интересе потребителей», и к концу года компания рассчитывает довести долю компьютерной техники до 15-20%.

Подобный оптимизм руководства «М.Видео» базируется на прогнозе роста объема потребительского рынка Москвы (17-20% в год) и подкрепляется глобальными процессами интеграции компьютерной и бытовой техники.

Анализ структуры проданной продукции показывает, что удельный вес «регулярного ассортимента» — системных блоков и мониторов — постепенно сокращается за счет расширения сбыта других категорий техники. Так, в первой половине нынешнего года доля системных блоков уменьшилась до 18%, а мониторов — до 15%, в то время как в первом полугодии прошлого соответствующие показатели составляли 25 и 20%.

Одновременно наблюдается рост продажи принтеров, сканеров и цифровых фотокамер. Кроме того, в компании надеются на заметное увеличение сбыта ноутбуков по мере снижения их стоимости.

Опыт «М.Видео» свидетельствует также об изменении отношения потребителей к компьютерной технике: в настоящее время все чаще проявляется интерес к комплексным решениям. Учитывая наметившуюся тенденцию, компания объявила программу «Цифровая фотостудия», в рамках которой покупателям предлагается комплект устройств под маркой Hewlett-Packard, состоящий из цифрового фотоаппарата, ноутбука и принтера.

Покупатель может сам выбрать отдельные компоненты фотостудии, при этом цена комплекта составит от «двух с небольшим» (для «бюджетного» варианта) до 3,5-4 тыс. долл. (для «элитарного»), причем комплект обойдется на 15% дешевле покупки всех устройств по отдельности.

В дальнейшем «М.Видео» предполагает продавать еще одно решение на базе оборудования HP — «Мобильный офис», включающий в себя портативный компьютер и мобильный телефон.

В свои планы развития компьютерного бизнеса «М.Видео» включила стратегическое сотрудничество с отделом потребительских товаров компании Hewlett-Packard. Оно началось три года назад, и в настоящее время, по словам Никулина, каждое второе продаваемое компанией периферийное устройство имеет логотип HP.

Руководитель подразделения потребительских товаров московского представительства HP Константин Киммельман заметил, что успехи «М.Видео» доказывают истинность тезиса о том, что компьютерная техника становится массовым товаром.

По его словам, заслуживают внимания «серьезно продуманные маркетинговые акции» розничной компании. Он отметил также практикуемые «М.Видео» дисконтные программы, а также проект по кредитованию покупателей, инициированный в апреле прошлого года совместно с банком «Русский стандарт». (Как сообщил Никулин, доля компьютерной техники, продаваемой в рассрочку, постоянно растет и в настоящее время составляет примерно 10%.)

О расширении деятельности «М.Видео» в области сбыта компьютерного оборудования было объявлено на состоявшейся 7 июня пресс-конференции. Как сообщил вице-президент компании и управляющий розничными продажами Алексей Максимов, в рамках общей стратегии «М.Видео» предполагает расширять свое присутствие и в российских регионах.

Новые торговые площади планируется открывать прежде всего в городах-миллионерах. При этом компания будет выдерживать для региональных магазинов «московский формат». Это, в частности, означает, что их компьютерные отделы будут занимать площадь до 200-300 кв. м, что сопоставимо с размерами специализированных компьютерных магазинов.