В питерском метро развертывается новая система управления движением

Джон Маккоун: «Еще в 1992 году мне настоятельно рекомендовали не иметь дел с Россией, и именно поэтому я решил тогда начать здесь бизнес»

Президент компании Octagon Systems Джон Маккоун на семинаре, проведенном ProSoft 15 мая, заявил, что рассматривает универсальную последовательную шину USB в качестве основной технологии соединения системных блоков, используемых во встроенных комплексах управления на основе устройств MicroPC.

Он считает, что такие параметры шины USB, как быстродействие в 12 Мбит/с (в версии 1.1) и максимальное расстояние передачи данных, достигающее 5 м, достаточны для ее использования в подвижных объектах. В частности, на железнодорожном транспорте: формируемые здесь заказы определяют значительную часть доходов Octagon. Ожидается, что быстродействие USB 2.0 составит 480 Мбит/с и в приложениях промышленной автоматизации она может стать серьезным конкурентом технологии FireWire (высокоскоростной последовательной шины, разработанной Apple и Texas Instruments), превосходящей USB по стоимости. Уже сегодня выпускаются и продаются конвертеры, позволяющие увеличить расстояние в USB-системах до 3 км с использованием регламентируемой спецификацией USB 1.1 скорости передачи данных 1,5 Мбайт/с. Многие производители микроэлектроники, в частности Motorola, предлагают USB-микросхемы для промышленных применений.

В США шина USB принята в качестве военного стандарта, и в настоящее время на повестке дня — создание для нее надежного соединителя. А пока ситуация очень напоминает положение с Industrial Ethernet, когда при отсутствии унификации различные компании выпускают работающие, но несовместимые между собой модификации системы.

Еще одна проблема USB состоит в отсутствии гальванической развязки, необходимой во многих приложениях промышленной автоматизации. Octagon уже выпускает четырехпортовый концентратор с оптической изоляцией. Специалисты компании утверждают, что его применение лишь незначительно увеличивает стоимость систем, отвечающих требованиям USB 1.1. Для версии 2.0 потребуются более существенные затраты.

Сейчас в Octagon разрабатывается программный стек для USB, обеспечивающий работу не только в операционной среде Windows, но и под управлением других ОС. Маккоун надеется, что во время следующего визита в Москву он продемонстрирует комплексное решение на основе технологии USB. Учитывая консерватизм промышленных автоматизаторов, на платах MicroPC наряду с новыми USB-портами останутся и традиционные COM-порты.

Поскольку российская часть бизнеса Octagon составляет около 15% общего оборота компании (абсолютные финансовые показатели не называются, однако обычно «российская» доля крупнейших международных ИТ-компаний не превышает 1% их оборота), Маккоун отводит нашему рынку значительное место в корпоративной политике. По мнению Маккоуна, он отличается от американского более высокой в среднем квалификацией инженеров и их желанием использовать процессорные платы большей производительности, чем того требует решение конкретных задач. В то время как в Штатах принимаются, как правило, наиболее простые и, следовательно, дешевые решения.

Петербургское метро

Платы MicroPC производства Octagon, установленные, в частности, в российском модуле международной космической станции, используются в различных проектах, реализуемых в нашей стране. Среди них — разработанная НИИ точной механики система управления движением метрополитена в Санкт-Петербурге, которая обеспечивает регулирование интервалов следования поездов и безопасность пассажирских перевозок. Каждый состав снабжен четырьмя компьютерами, выполненными на основе плат Octagon с процессорами 386SX/25 MГц с 4 Мбайт оперативной памяти, работающими под управлением операционной системы реального времени QNX V4.22. Размещенная в двух шкафах станционная аппаратура заменила огромное количество электромеханических реле. Помещение для их установки занимало зал, расположенный под всей станцией. В настоящее время устройствами Octagon оснащены 23 поезда и две станции метрополитена. Стоимость необходимого для этого оборудования Octagon, а также дисплеев и источников питания составила около 0,5 млн. долл. В течение года должна быть введена в действие система на одной из линий метро Санкт-Петербурга. Планируется также внедрение подобных комплексов в казанском метро и на бутовской ветке в Москве.

Не только Octagon

В проекте метрополитена использовались не только оборудование Octagon Systems (Маккоун сообщил о строительстве собственных заводов, массовое производство продукции на которых начнется в сентябре), но и платы, разработанные специалистами НИИ точной механики.

Однако в значительно больших объемах разработкой и производством плат в конструктивном исполнении MicroPC занимается Fastwel, партнерская компания ProSoft. Она выпускает ОЕМ-продукты, дополняющие модельный ряд Octagon, модификации снятых Octagon с производства плат, а также специализированные карты для российских потребителей. В настоящее время рассматривается возможность использования разработок Fastwel компанией Octagon.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями