SAP намерена добиваться конкурентоспособности каждого своего компонента. Хассо Платтнер, сопредседатель совета директоров SAP

SAP cделает ставку на повышение гибкости своего программного обеспечения, усиление конкурентоспособности каждого компонента, интегрируемость с продуктами других поставщиков и на создание средств для стыковки информационных систем бизнес-партнеров. Об этом заявили руководители компании в ходе конференции SAPPHIRE 2001. Это мероприятие собрало свыше 9 тыс. человек из стран Европы, Ближнего Востока и Африки, а также из Японии, Южной Кореи и некоторых других государств. Большую часть гостей (около 54%) составили представители реальных и потенциальных заказчиков SAP; почти две трети участников конференции принадлежали к кругу руководителей.

Чувствовалось, что в SAP основательно подготовились к конференции. На форуме были представлены полнофункциональные версии практически всех продуктов нового семейства mySAP.com. Изменился формат форума. Пленарные заседания по направлениям сменились «театрами знаний», в которых доклады читались практически непрерывно; кроме того, были организованы столы с экспертами, где каждый мог получить ответы на интересующие вопросы. Наконец, главное: SAP представила видение текущей ситуации и ближайших перспектив, обозначив свое место в мире так называемой «новой экономики», основанной на электронном бизнесе.

Новая «новая экономика»

В SAP считают, что вокруг «новой экономики» раздут ажиотаж. Свидетельство тому — крах многих Internet-компаний и отнюдь не одномоментный, а эволюционный переход предприятий на рельсы электронного бизнеса. Сейчас экономика постепенно очищается от маркетинговой «шелухи», на плаву остаются реальные компании, умеющие вести бизнес. Поэтому SAP берет себе в качестве ориентира «новую новую экономику» — традиционную экономику, взявшую на вооружение возможности современных электронных телекоммуникаций, ту, в которой доминируют не Internet-технологии как таковые, а бизнес. Концепции его ведения меняются. Но по-прежнему остается необходимость производить товары и услуги, налаживать отношения с партнерами и клиентами, управлять материальными, финансовыми потоками, людскими ресурсами и пр. Сеть в этом хорошее подспорье, но отнюдь не философский камень. «Internet — прежде всего система коммуникаций», — уверен Хассо Платтнер, сопредседатель совета директоров SAP, сооснователь корпорации.

Что действительно изменилось в бизнесе за последнее время и что можно успешно поддержать с помощью Internet-технологий, так это ориентацию на заказчика. Рынок товаров и слуг уже насыщен до такой степени, что не поставщик, а его клиент «платит и заказывает музыку», поэтому бизнес, не нацеленный в итоге на конечного потребителя, просто обречен. Internet позволяет сетям партнеров (B2B — business-to-business) организовать поставку потребителю именно того товара, который он хочет, причем в нужные ему сроки. Задача SAP в этом деле — предоставить инструменты, позволяющие обеспечить совместное ведение бизнеса.

«Компас» разработки

Со свойственной европейцам рассудительностью в SAP критически подходят к веяниям технологической моды. Что, впрочем, естественно: большая часть предлагаемых корпорацией продуктов — сложные и трудоемкие, и едва ли было бы целесообразным обращать внимание на каждое новое поветрие.

SAP выделяет пять ключевых направлений разработки: ПО для создания корпоративных порталов, электронных площадок, для управления отношениями с заказчиками, с партнерами и для управления жизненным циклом изделий. Большая часть этих решений будут создаваться в рамках семейства mySAP.com.

Сейчас в него входит десять основных продуктов: система управления финансами (mySAP Financials), управления закупками (mySAP E-Procurement), отношениями с заказчиками (mySAP CRM), с партнерами (mySAP SCM), управления жизненным циклом изделий (mySAP PLM), системы бизнес-интеллекта (mySAP BI) и управления персоналом (mySAP HR), а также портал предприятия mySAP Workplace, ПО для доступа к корпоративным приложениям с мобильных устройств mySAP Mobile Business и инструментарий для создания электронных торговых площадок и интеграции бизнеса предприятий-партнеров mySAP Marketplace.

На базе продуктов mySAP.com разработано около полутора десятков отраслевых решений: для аэрокосмической и оборонной промышленности, автомобилестроения, машиностроения, строительной, нефтегазовой, горнодобывающей, химической индустрии, предприятий микроэлектроники, фармацевтических компаний, здравоохранения, страхования, банковского сектора и пр.

За последний год пользователями

mySAP.com стали несколько российских предприятий. Немаловажная причина растущей популярности mySAP.com — в выбранной ценовой политике: приобретение систем этого семейства часто оказывается более выгодной покупкой, чем R/3.

Впрочем, система R/3 также получит развитие. Разрабатываемая очередная версия R/3 Enterprise призвана стать промежуточной ступенью для предприятий, планирующих в дальнейшем перейти от R/3 к mySAP.com.

Замечу, что об R/3 на форуме говорили мало. Видимых причин тому несколько. Первая естественна: раз появился новый продукт, надо продвигать именно его. Вторая менее очевидна, но тоже понятна: R/3 практически растворилась в mySAP.com. Модули R/3 для управления финансами, бизнес-интеллекта и управления персоналом вошли в состав mySAP.com в виде продуктов mySAP Financials, mySAP BI и mySAP HR соответственно. Третья причина заключается в том, что R/3 создавалась в расчете на функционально-ориентированные, а не процессно-ориентированные предприятия, тогда как сейчас все большую популярность обретает процессно-ориентированная доктрина управления, в том числе в отношении сетей бизнес-партнеров. Эта концепция гораздо полнее реализована в mySAP.com.

Согласно данным корпорации, продукты пяти ключевых направлений семейства mySAP.com принесли SAP за последний год свыше 60% доходов. Позиция SAP находит поддержку и среди российских заказчиков. Так, Сергей Дегтярев, начальник информационно-вычислительного центра АО «Электросила» из Санкт-Петербурга, отметил, что ему импонирует предложенный SAP путь постепенного, поэтапного перехода к «новейшей» экономике.

Даешь гибкость и интеграцию!

Пересмотр отношения SAP к вопросу интегрируемости продуктов — одно из наиболее примечательных впечатлений форума. Корпорация, похоже, приняла решение сражаться на несколько фронтов одновременно: она намерена конкурировать не только в нише комплексных интегрированных систем управления предприятиями, но также в тех нишах, где идет борьба между отдельными функциональными модулями таких систем, и в нише интеграции приложений масштаба предприятия в единую систему.

Как отмечают руководители корпорации, практически ни на одном предприятии продукты SAP не охватывают на 100% весь круг реально используемых приложений. В подавляющем большинстве случаев их программы соседствуют с продуктами других компаний. Исходя из этих условий, в SAP приняли решение усилить возможности интеграции своих продуктов с приложениями, которые создают другие разработчики, и работы в гетерогенной прикладной среде.

SAP намерена добиваться конкурентоспособности каждого своего программного компонента, заявил Платтнер. Но, в конце концов, если другие поставщики сейчас могут предложить модули с функциональностью, лучшей, чем у SAP, то пользователям теперь можно не ждать, пока нечто подобное выпустит сама корпорация, а брать ПО других поставщиков и интегрировать его с модулями mySAP.com, добавил Платтнер.

Интегрированные информационные системы завтрашнего дня в SAP представляют себе следующим образом. По всей видимости, предприятия будут работать в рамках сетей партнерства — своего рода консорциумов поставщиков товаров и услуг. Интеграция бизнеса приведет к интеграции информационных систем: связывать и стыковать придется приложения не только внутри одного предприятия, но и внутри отдельных сетей партнерства, в рамках которых это предприятие работает. «Зоопарк» приложений внутри сетей партнерства наверняка окажется еще более разнородным, чем внутри отдельного предприятия. Поэтому требование интеграции приложений станет решающим.

В рамках сетей партнерства наверняка изменится и структура доступа сотрудников к данным и приложениям. Им придется работать с информацией из множества источников, расположенных на разных, физически распределенных серверах. Но пользователи не должны задумываться о том, где именно находятся базы данных и приложения. Вероятно, это предположение легло в основу заложенной в mySAP.com концепции построения и интегрированной системы масштаба предприятия, и системы взаимодействия в рамках сетей партнерства именно на базе портальных решений.

Чтобы сконцентрировать усилия по разработке таких решений, SAP создала две дочерние фирмы. В ведении SAPMarkets находится создание решений в области электронных торговых площадок и взаимодействия предприятий в рамках сетей партнерства. Вторая — SAP Portals — создана совсем недавно. Круг ее забот — портальные решения для предприятий, способные обеспечивать работу сотрудников не только с информационными системами того предприятия, где работает этот сотрудник, но и с приложениями и данными предприятий-партнеров. В распоряжение SAP Portals передан бизнес SAP по продуктам Workplace и BI, а также eSAP, подразделение, специализирующееся на ИТ-консалтинге и технической поддержке порталов предприятий, и недавно купленная корпорацией компания TopTier Software.

Работая над портальными решениями, SAP сотрудничает с Commerce One и Yahoo. Совместно с первой из них разрабатываются два продукта в области B2B — MarketSet 2.0 и Enterprise Buyer 2.0. Первый предназначен для совместного бизнеса и обеспечивает ведение проектно-конструкторских работ, управление проектами, распределение заданий, управление закупками, заказами, планирование совместных работ и аналитические функции. Второй ориентирован на совместное управление закупками. Совместно с Yahoo ведет разработку компания SAP Portals, они вместе работают над созданием портальных решений масштаба предприятия.

Компания SAPMarkets объявила о создании среды защищенного обмена данными между предприятиями-партнерами. Утверждается, что среда обмена будет событийно управляемой и сможет взять на себя мониторинг процессов внутри цепочек поставок, обеспечив автоматическую обработку «рутинных» сигналов, высвободив сотрудников для выполнения более важных операций. Кроме того, среда обмена позволит предприятиям-партнерам выполнять совместное конфигурирование продуктов, проверять их готовность к сборке и настройке, следить за местонахождением продуктов, движущихся внутри цепочек поставок, осуществлять прямые и опосредованные закупки, вести переговоры, проводить аукционы, распределять работы по исполнителям, управлять логистикой и пр.

В ходе форума был анонсирован новый набор продуктов — SAP Solution Architect, состоящий из инструментария для быстрого развертывания систем семейства mySAP.com, их оценки и дальнейшего совершенствования, а также средств методологической поддержки с описанием более чем 150 различных сценариев ведения бизнеса. SAP намерена рекомендовать этот инструментарий для осуществления семантической интеграции компонентов различных информационных систем.

Михаил Зырянов

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями