Cisco, Lucent и Nortel вынуждены пересматривать свои стратегии в области оптических технологий

Джон Чамберс: «Мы намерены перенаправить часть своих ресурсов из области оптических технологий для корпоративных заказчиков на рынок поставщиков услуг»

Резкое падение цен на фондовых биржах и снижение объемов продаж заставило руководство корпораций Cisco Systems, Lucent Technologies и Nortel Networks пересмотреть свою стратегию в отношении дальнейшего развития оптических технологий. Новые планы предусматривают выпуск продуктов, адресованных специфическим сегментам рынка, а также выделение в независимые компании бизнесов, связанных с оборудованием оптических сетей. В последнее время в Cisco начали постепенно переносить свой основной фокус с корпоративного рынка, укрепляя контакты с приносящими сегодня гораздо больше прибыли поставщиками услуг связи. Обсуждение трудностей текущего момента стало основной темой ежегодной конференции Partner Summit, проходившей в начале апреля в Лас-Вегасе. Два других признанных гиганта сетевой и телекоммуникационной отрасли, Lucent и Nortel, также вынуждены вносить серьезные коррективы в свою стратегию в области оптических технологий вплоть до продажи своих подразделений, занимающихся выпуском оптических компонентов.

Спрос на оптическое оборудование становится меньше. Многие крупные корпорации уже вывели свои волоконно-оптические линии связи на уровень, позволяющий удовлетворять нынешние потребности.

«Темпы формирования информационной инфраструктуры замедлились, — отметил аналитик International Data Corp. Брэд Болдуин. — И судя по всему, положение не изменится до тех пор, пока очередной виток роста не станет абсолютно необходим».

«Активные поиски производителями оптического оборудования новых клиентов явно говорят о том, что корпоративные пользователи сегодня предпочитают экономить свои средства, — подчеркнул директор по исследованиям The Burton Group Дэйв Пассмор. — Ведь затраты на сетевое оборудование весьма велики».

Однако некоторые покупатели считают, что инвестиции в инфраструктуру слишком значительны, чтобы зависеть от кратковременных колебаний.

«Большая часть наших планов, связанных с оптическими технологиями, была утверждена еще полгода назад, — заметил директор по технологиям компании Voxeo Джонатан Тэйлор. — Но когда вам нужно проложить более полусотни метров кабеля, оказывается, что все службы, которые могли бы выполнить эти работы в течение недели, заняты».

В настоящее время в Voxeo развернута сеть, связанная с телефонной системой и обеспечивающая доступ в Internet.

На конференции Cisco Partner Summit президент и генеральный директор корпорации Джон Чамберс заявил, что ситуация в экономике стабилизируется не раньше чем через три квартала. Поэтому руководство Cisco намерено перенаправить часть своих ресурсов из области оптических технологий для корпоративных заказчиков на гораздо более прибыльный рынок поставщиков услуг.

«Эта тенденция складывается на протяжении уже ряда лет, и в дальнейшем мы намерены учитывать ее при формировании своей стратегии», — отметил Карл Руссо, вице-президент Cisco по оптическим сетям.

Корпорация активно осваивает рынок решений для региональных сетей, перспективность которого, как полагают в Cisco, до сих пор недооценивалась. Одним из последних предложений Cisco в данной области стало семейство транспортных устройств ONS 15200, поддерживающих технологию спектрального уплотнения (dense wavelength division multiplexing — DWDM). Это первая платформа, предназначенная для развертывания технологии DWDM в региональных сетях. Многие эксперты полагают, что максимально эффективное использование огромного потенциала DWDM связано именно с решением проблем недостаточной пропускной способности сетей мегаполисов.

«Сегодня многие прокладывают волоконно-оптические линии связи в городских кварталах, — заметил Руссо. — Все больше зданий и пользователей подключаются к этим каналам. Конечно, мы не можем оставить без внимания столь важное направление».

Lucent Technologies была вынуждена отложить намеченное на март первичное размещение на фондовой бирже пакета акций своей дочерней компании Agere Systems, специализирующейся на разработке и производстве оптических компонентов. В ходе подготовки к торгам цена акций несколько раз пересматривалась, и в результате общая стоимость первичного размещения снизилась до 3,5 млрд. долл., уменьшившись по сравнению с первоначально планировавшейся более чем на 2 млрд. долл. Продажа Agere была необходима Lucent, испытывающей в последнее время серьезные финансовые затруднения, для пополнения бюджета. Впрочем, многие аналитики полагают, что производство оптических компонентов не относится к сфере важнейших бизнес-интересов Lucent, и продажа Agere поможет корпорации сместить акценты своей деятельности в сторону поставщиков услуг.

Стратегия Lucent на рынке ключевых оптических решений заключается в том, чтобы предложить пользователям дешевую альтернативу.

«При построении сетей дальней связи мы переходим от кольцевых к сетевым топологиям, — отметила вице-президент Lucent по маркетингу оборудования оптических сетей Кэти Желаг. — Это позволяет добиться существенной экономии оптического кабеля и снижения расходов на телекоммуникационное оборудование».

Планы Lucent в отношении региональных сетей связаны с переходом к созданию высокоскоростных кольцевых топологий и с повышением эффективности обработки данных непосредственно уплотнительным оборудованием.

Рост доходов корпорации Nortel Networks в последнее время заметно замедлился. В прошлом году руководству Nortel так и не удалось продать свое подразделение оптических технологий компании Corning.

«Стратегия Nortel заключается в том, чтобы повышать свою конкурентоспособность в ключевых сегментах. К числу приоритетных направлений сегодня относятся центры данных Internet и широкополосные сети, — отметил аналитик International Data Corp. Ли Дойл. — Это позволит компании занять доминирующее положение на рынке оптических технологий и развивать связанный с ними бизнес».

Некоторые эксперты полагают, что будущее оптических сетей принадлежит небольшим, гибким компаниям (среди них можно выделить Juniper Networks, RedBack Networks, Sycamore Networks и Ciena), которые проводят агрессивную ценовую политику и активно предлагают свои продукты поставщикам услуг. «Небольшие производители придерживаются одного простого правила: необходимо полностью сосредоточиться на определенном сегменте рынка, — пояснил автор книги Cisco Unauthorized Джеффри Янг. — Например, на удовлетворении потребностей поставщиков услуг, а не корпоративных заказчиков».

Инициатива у молодых

Поскольку сегодня оптические технологии представляют собой специфическую область научных исследований, многие уверены в том, что новички здесь на равных могут бороться даже с гигантами, не испытывающими недостатка в средствах. В мире оптических сетей деньги очень часто начинают стекаться к тем, кто предлагает самые яркие технические новшества.

В компании TeON Optical Networks разработали оптическую технологию, которая, как утверждается, позволит в три или даже большее число раз увеличить пропускную способность линий связи, сократить расходы на новое оборудование и волоконно-оптический кабель, а также продлить срок службы уже проложенных оптических сетей. Генеральный директор TeON Марти Каплан, работавший ранее директором по технологиям корпорации Sprint, делает все для того, чтобы привлечь всеобщее внимание к своему новому детищу. По сути же, «революционная» технология — не что иное, как перенесенное в другую область решение, предложенное инженерами корпорации Lockheed Martin. Сегодня она обеспечивает эффективную пересылку по волоконно-оптическим соединениям голосовой и видеоинформации, а также пакетного трафика.

Компания Lumera при поддержке Cisco создала органический материал, применение которого в сетевом оборудовании позволит заметно повысить скорость передачи данных по оптическим линиям. Технология предусматривает использование в электронно-оптических коммутаторах органических молекул, имеющих полимерную структуру. Благодаря низкой стоимости изготовления применение новых компонентов позволит заметно сократить производственные расходы по сравнению с использованием других материалов (например, кристаллов ниобата лития).

В некоторых компаниях сделали ставку на потенциал технологии VCSEL (vertical-cavity surface-emitting laser — «лазер поверхностного излучения с вертикальным резонатором»), обладающей рядом преимуществ при передаче коротких (примерно 850 нм) волн. Оборудование VCSEL потребляет меньше электроэнергии, рассеивает меньше тепла и благодаря своей компактности требует совсем мало места. Компания AraLight при поддержке Lucent Technologies занимается разработкой микросхем, обеспечивающих интеграцию элементной базы VCSEL в кремниевые микросхемы.