Весь прошедший с 1994 года период времени участники проекта условно делят на два этапа. Первый связан с разработкой системы, на втором этапе началась ее эксплуатация.

В состав подсистемы средств отображения информации ГАС «Выборы» входят, в частности, состоящая из 16 кубов видеостена компании Toshiba с диагональю 4 метра, несколько просветных экранов и мониторы рабочих мест президиума

Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы» (ГАС «Выборы») начала функционировать пять лет назад. Решение о ее создании было подкреплено Указом Президента РФ от 23 августа 1994 года, установившим весьма жесткие временные рамки развертывания системы: первую очередь предусматривалось создать к марту 1996 года.

Генеральным заказчиком ГАС «Выборы» выступила Центральная избирательная комиссия, подрядчиком — Роскоминформ, головным исполнителем — НИИ «Восход» (ведущая организация Минсвязи по разработке больших территориально-распределенных систем и современных информационных технологий для органов государственного управления). Кроме того, Федеральный центр информатизации (ФЦИ) осуществлял функции представителя заказчика и обеспечивал координацию разработки и внедрения системы.

Весь прошедший с тех пор период времени условно делят на два этапа. Первый связан с разработкой и внедрением системы, на втором этапе началась ее эксплуатация, параллельно с которой осуществлялось совершенствование проекта.

На начальном этапе была разработана архитектура построения системы и определен перечень прикладных задач. Основой ГАС «Выборы» являются так называемые «комплексы средств автоматизации» (КСА), для развертывания которых потребовалось разработать программное обеспечение и подобрать соответствующее оборудование.

Однако к началу массовой поставки соответствующего оборудования для КСА осенью 1995 года во многих избирательных комиссиях не были подготовлены помещения для установки комплексов (например, с точки зрения обеспечения требований к электропитанию или выполнения санитарно-технических норм).

Апробация отдельных элементов системы состоялась в декабре 1995 года, доказав возможность оперативного сбора и передачи информации из всех регионов России.

Завершением этапа разработки ГАС «Выборы» принято считать ее использование на президентских выборах летом 1996 года. На тот момент было установлено и запущено в эксплуатацию 95% оборудования, распределенного по 2715 КСА избирательных комиссий различного уровня.

На втором этапе создания ГАС «Выборы» (1996-2000 годы) разработчики занимались совершенствованием созданного программно-технического комплекса, в том числе расширением его функциональных возможностей. К примеру, была выработана логика использования ресурсов КСА при одновременном проведении нескольких выборов различного уровня.

Модифицированные в соответствии с дополнительными требованиями программные средства системы применялись при подготовке и проведении выборов в субъектах РФ органов власти различного уровня. Начиная с 1997 года систему стали использовать и при проведении выборов в органы местного самоуправления. В общей сложности за пять лет она применялась более 4 тыс. раз, включая муниципальные выборы.

Структура ГАС «Выборы»

Система ГАС «Выборы» представляет собой набор функциональных комплексов задач (ФКЗ), автоматизирующих учет избирателей и кадрового состава избирательных комиссий, процессы подготовки и проведения выборов, подготовку картографических данных, учет и контроль использования избирательных фондов кандидатами, баллотирующимися в депутаты Государственной Думы или на должность Президента РФ, процессы делопроизводства, хранение и доступ к информации, относящейся к правовому законодательству.

Один из базовых комплексов задач — «Избиратель» — предназначен для автоматизации общегосударственной системы учета избирателей. Он имеет трехуровневую структуру, причем на каждом из уровней реализованы соответствующие возможности по сбору данных об избирателях, формированию базы данных и осуществлению различных режимов поиска. К настоящему времени в базе данных «Избиратель» содержится информация примерно о 109 млн. человек (имеющих право голоса) из 145-миллионного населения России.

В структуре ГАС «Выборы» существуют 88 КСА избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (34 из них совмещают функции КСА окружных избирательных комиссий), 190 КСА окружных избирательных комиссий и 2769 КСА территориальных избирательных комиссий. Общее количество КСА 3063. Количество программно-технических средств, входящих в КСА комиссий всех уровней, превышает 100 тыс. единиц.

Комплекс технических средств ЦИК — самый крупный в системе. В его состав входят более 200 автоматизированных рабочих мест пользователей, подключенных к локальной сети ЦИК, а также Центр управления ГАС «Выборы» Федерального центра информатизации.

Локальная сеть ЦИК построена на базе центрального файл-сервера, сервера базы данных, серверов сегментов сети, а также серверов электронной почты. С помощью выделенных каналов связи она соединяется через сетевые узлы «Дионис» с 89 КСА избирательных комиссий субъектов Федерации.

В состав программно-технических средств КСА избирательной комиссии субъекта федерации входят файл-сервер/сервер баз данных, сервер электронной почты, четыре АРМ, принтеры, сетевой концентратор, модемы.

Все АРМ, объединенные в локальную сеть, обеспечивают одновременную работу пользователей с базами данных функциональных комплексов задач.

На всех компьютерах установлены средства антивирусной защиты (Doctor Web), с помощью которых проверяется на наличие вирусов вся информация, поступающая по каналам электронной почты и с магнитных носителей. Кроме того, аппаратные и программные средства защиты информации от несанкционированного доступа (Secret Net) позволяют разграничить доступ пользователей к информации и запретить несанкционированное использование компьютеров.

АРМ основного варианта КСА территориальной избирательной комиссии автономны, и на них установлены одинаковые программные средства. КСА комиссий, обслуживающих свыше 60 тыс. избирателей, дополнительно оснащены лазерным принтером.

При подготовке к федеральным выборам 1999-2000 годов была проведены частичная модернизация системы и ее оснащение более производительным оборудованием, а также общим и специальным ПО.

С целью обеспечения доступа к накопленным информационным ресурсам в 1998 году была внедрена информационно-справочная система (ИСС) ЦИК, позволившая разделить функции ведения баз данных и получения запросов пользователей к информации, хранящейся в них. Размещаемая в ИСС информация предоставляется пользователям ЦИК и ФЦИ, а также доступна во внутренней сети Государственной Думы и Совета Федерации Федерального собрания.

На сервере ФЦИ установлен единственный полный набор информационных ресурсов ИСС, необходимый для работы всех подразделений аппарата ЦИК России при условии обеспечения необходимого уровня информационной безопасности. Кроме того, ФЦИ оснащен комплексом объединенных в локальную сеть программно-технических средств, который включает подсистему отображения информации коллективного пользования, набор оборудования для управления отображением информации, специализированные рабочие места приема, подготовки, отображения и управления информацией, подсистему коммуникаций, подсистему видеоконференц-связи.

К специализированным рабочим местам относятся, в частности, компьютеры картографии (на которых формируется картографическая информация по выборным процессам), компьютеры аналитиков (для подготовки информации к выступлениям комментаторов), компьютеры анимации (для подготовки сложных динамических изображений), видеокомпьютеры (для оперативного цифрового видеомонтажа в реальном масштабе времени).

В ФЦИ установлены графическая станция Silicon Graphics и профессиональные станции нелинейного монтажа на базе платформы Perseption. Помимо этого имеются выделенные компьютеры для оперативного размещения информации в Internet на сайты ЦИК и ФЦИ, а также компьютеры для оперативной подготовки текстов и сетевые принтеры для печати информационных бюллетеней, таблиц и других материалов о ходе и итогах выборов.

Информация, размещаемая на Web-сайте ЦИК России в ходе выборов, предназначалась в первую очередь для политологов, аналитиков и журналистов. Как сообщает ЦИК, в «пиковые часы» на сайт было свыше 70 тыс. обращений.

В состав подсистемы средств отображения информации входят, в частности, состоящая из 16 кубов видеостена компании Toshiba с диагональю 4 м, несколько просветных экранов и мониторы рабочих мест президиума. На видеостене отображается динамическая графическая информация (официальная статистика и результаты голосования, в том числе в виде диаграмм на фоне географических карт), а на просветный экран проецируется «живое видео» (подготовленные видеофильмы, информация из внешних источников типа ТВ-каналов или Internet, а также телевизионные изображения участников видеоконференции).

Во время выборов 1999 — 2000 годов для освещения хода голосования в регионах применялась видеоконференц-связь, для чего был установлен соответствующий программно-аппаратный комплекс.

Готовится закон

Эффективное использование системы осложняется рядом факторов, в том числе связанных с закреплением юридического статуса системы и результатов, получаемых с ее помощью.

Во-первых, не до конца урегулированы вопросы информационной безопасности (в том числе доступа к конфиденциальной информации о персональных данных). Во-вторых, не решены в полной мере вопросы владения, пользования и распоряжения средствами КСА. В-третьих, не установлена ответственность за правонарушения при использовании системы. И наконец, не определены условия совершенствования и применения системы для целей, не связанных с выборами или референдумами.

Как считают в ЦИК, наиболее эффективно перечисленные вопросы могут быть решены путем принятия соответствующего федерального закона, проект которого уже разрабатывается. В нем сформулировано назначение ГАС «Выборы» как автоматизированной системы общероссийского значения, которая представляет собой неотъемлемую часть избирательной системы страны.

В проекте определены полномочия ФЦИ и других информационных центров, составляющих организационную структуру системы, закреплен статус системных администраторов и сервисных центров. Предусмотрены меры информационной безопасности, порядок обеспечения сохранности и работоспособности технических средств, установлена процедура проверки готовности системы к проведению выборов и референдумов и контроля за ее работой.

Кроме того, установлен порядок развития системы и ее использования для решения задач, не связанных с проведением выборов и референдумов, а также введена гражданская, административная и уголовная ответственность за правонарушения, допущенные при использовании и развитии системы.

Наступил этап обновления

Как отмечают в ЦИК, реализованные технические и организационные решения позволили системе в течение пяти лет работать без серьезных сбоев в ее функционировании. Однако вследствие быстрого развития информационных технологий отдельные элементы системы за это время в значительной степени устарели. В первую очередь это относится к технической базе ГАС «Выборы».

В жизнедеятельности системы наступил третий этап, связанный с ее развитием, которое будет идти в направлении модернизации действующих функциональных комплексов, перевода на клиент-серверную архитектуру, совершенствования средств визуализации информации, внедрения средств электронной подписи и криптографической защиты данных, передаваемых по каналам связи общего пользования. Естественно, что цикл технологического и концептуального обновления системы будет осуществляться при сохранении целостности системы и данных.

Новое ПО, реализующее клиент-серверную технологию, основано на использовании мощных СУБД (на платформе Oracle и SQL Base). Первые его испытания прошли в минувшем году во время выборов в Санкт-Петербурге. Разработчики ПО считают очень важным обеспечить функцию удаленного администрирования СУБД на основе протокола TCP/IP.

Ближайшая цель развития системы — автоматизация участковых избирательных комиссий (в настоящее время ГАС «Выборы» охватывает все уровни вплоть до муниципального). Для «замыкания последнего звена» будет использоваться чисто российская разработка — сканер избирательных бюллетеней. К 2003-2004 годам подобными устройствами должны быть оснащены все избирательные участки (всего их 95 тыс.).

Еще одно направление развития ГАС «Выборы», по мнению главы ЦИК, связано с международным сотрудничеством. В частности, фрагмент ГАС «Выборы» использовался при выборах в Законодательное собрание Азербайджана осенью прошлого года.

Кузница системных администраторов

Начальный этап внедрения системы осложнялся отсутствием необходимого количества специалистов по обслуживанию КСА, особенно на уровне территориальных избирательных комиссий. Подчас — как это было, например, в Алтайском крае — кадры системных администраторов готовились в пожарном порядке из учителей математики и физики.

А по словам председателя Совета системных администраторов ГАС «Выборы» Владимира Гашникова, в системных администраторов переквалифицировали даже... зоотехников. В целом в 1995 году только 25% системных администраторов территориальных избирательных комиссий соответствовали выдвинутым требованиям. (Кстати, эта должность была введена в 1995 году отдельным указом Президента РФ.)

Тем не менее к концу 1995 года работоспособность системы поддерживали уже более 2 тыс. человек, хотя интенсивное обучение новичков продолжалось вплоть до 1997 года.

Однако многие из обученных специалистов вскоре перешли на работу в различные коммерческие структуры, которые могли заинтересовать системных администраторов значительно более высокими заработками.

Информационные центры избирательных комиссий являются базой по подготовке системных администраторов, однако обученных специалистов моментально «присматривают со стороны», поскольку вопрос оплаты и другие проблемы, относящиеся к сфере социальной защиты ИТ-персонала, остаются ключевыми и сегодня.

Правда, текучесть кадров составляет теперь — в зависимости от региона — от 10 до 20%, и в настоящее время все 89 избирательных комиссий субъектов РФ укомплектованы системными администраторами, работающими на штатной основе.

По выражению руководителя ФЦИ Игоря Горшкова, ГАС «Выборы» функционирует на плечах системных администраторов. А потому в связи с модернизацией системы — в частности, переходом на технологию «клиент-сервер» и созданием цифровой сети передачи данных — необходимо еще больше укрепить этот «фундамент».

Выборы в России идут постоянно, но не каждый день

В настоящее время ресурсы ГАС «Выборы» используются для решения не только вопросов, связанных с выборами, но и ряда других общегосударственных задач. Между ФЦИ и субъектами РФ заключены 15 соглашений о совместной эксплуатации системы, а также несколько десятков договоров об использовании и развитии телекоммуникационных средств системы на региональных уровнях.

В рамках этих договоренностей создаются региональные информационные сети или сети передачи данных с целью организации делопроизводства, формирования баз данных для территориальных подразделений федеральных государственных органов власти и местного самоуправления. Так, в Ростове-на-Дону с помощью регионального фрагмента системы реализуется несколько областных программ. В частности, с использованием средств функционального комплекса задач «Право» в области уже три года ведется работа по созданию базы нормативно-правовых документов государственных органов власти и всех муниципальных образований.

Как считают в областной избирательной комиссии, работа с этой базой не только научила администрации городов и сельских районов систематизировать издаваемые ими документы, но и стимулировала повсеместный переход на электронные формы делопроизводства. Кроме того, работа по созданию и ведению базы данных обеспечила полную загрузку системных администраторов и повысила их общественный статус.

Однако, несмотря на подобные примеры, ресурсы системы не используются на полную мощность, поскольку выборы — даже с учетом мероприятий регионального уровня — все же происходят не каждый день. Между тем для поддержания работоспособности ресурсы должны быть постоянно загружены.

Таким образом, имеется реальная возможность дозагрузки информационных центров другими задачами. В их числе рассматривают, например, проект создания автоматизированной системы «Государственный регистр населения» (ГРН).

Инициаторы реализации нового проекта на базе существующих ресурсов полагают, что использование технологической инфраструктуры ГАС «Выборы» для ГРН способно дать дополнительный импульс для технологической модернизации системы и обеспечить экономию средств и существенное сокращение сроков разработки.


Функциональная и коммуникационная структура ГАС «Выборы»

Система ГАС «Выборы» представляет собой набор функциональных комплексов задач (ФКЗ), автоматизирующих учет избирателей и кадрового состава избирательных комиссий, процессы подготовки и проведения выборов. В структуре ГАС «Выборы» существуют 88 комплексов средств автоматизации (КСА) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, 190 КСА окружных избирательных комиссий и 2769 КСА территориальных избирательных комиссий


ГАС «Выборы» и регионы

Как заметил руководитель Федерального центра информатизации (ФЦИ) Игорь Горшков, являясь технологической основой избирательной системы, ГАС «Выборы» «продвинули информатизацию страны»: благодаря проекту пять лет назад в некоторые регионы пришли первые компьютеры, а затем там узнали и про существование лазерных принтеров. Хотя с тех пор многое изменилось, серьезные проблемы еще существуют. К примеру, как сообщил представитель одной из областных избирательных комиссий, в регионе весьма хромает уровень организации связи: между несколькими десятками избирательных участков (к сожалению, это число растет) нет постоянной телефонной связи, из-за чего обмен информацией осуществляется посредством курьеров или местной радиосвязи.


Федеральные проекты: технология плюс политика

Наш еженедельник старается в меру своих возможностей знакомить читателей с проектными решениями, реализованными в различных сферах деятельности. Однако до сих пор чаще всего в поле нашего зрения оказывались проекты автоматизации делопроизводства или создания информационных сетей на промышленных объектах, и мы совсем не касались проектов федерального уровня. Теперь же редакция Computerworld Россия намерена опубликовать серию материалов, посвященных некоторым глобальным проектам федерального уровня.

Первая статья посвящена Государственной автоматизированной системе (ГАС) «Выборы» — пожалуй, самому масштабному из реализованных к настоящему времени проектов. Как известно, в конце прошлого года отмечалось пятилетие создания системы: по этому поводу в новом здании ЦИК состоялась научно-практическая конференция, в работе которой приняли участие более 150 человек, так или иначе причастных к созданию или эксплуатации системы.

Вспомнить об опыте создания ГАС «Выборы» следует еще и потому, что эту систему рассматривают как основу для реализации другого глобального проекта — Автоматизированной системы «Государственный регистр населения».

Как и всякое государственное начинание, проект ГАС «Выборы», являющийся, в сущности, технологической разработкой, несет на себе печать политики: он призван обслуживать различные задачи, связанные с формированием структуры власти Российской Федерации. Утверждается, что наличие подобной системы сделало процесс выборов «прозрачным и контролируемым» и не позволяет ставить под сомнение их результаты.

В период разработки системы раздавались различные критические замечания, однако, как подчеркивали многие участники декабрьской конференции, «сегодня даже самые закоренелые скептики прекратили нападки на систему: она прошла испытание временем». Было отмечено также стабильное функционирование системы (показатель надежности оценивается в 0,99), в том числе и во время проведения прошлогодних выборов президента благодаря принятию мер, предусматривающих предотвращение негативных последствий «проблемы 2000 года».