Евгений Данилин, глава отдела Microsoft по защите авторских прав, знает, как бороться с пиратами

Microsoft объявила результаты своей программы по борьбе с пиратством под названием Mystery Shopper («Таинственный покупатель»), стартовавшей в декабре прошлого года. В ее рамках сотрудник информационного центра Microsoft приходил в компьютерный магазин якобы для покупки нового компьютера и проверял, предложат ли ему предустановить на новый компьютер нелицензионное ПО.

Магазины выбирали из базы данных, в которой сейчас зарегистрировано 2300 фирм, торгующих компьютерной техникой по всей стране, из них 950 — в Москве и 380 — в Санкт-Петербурге. Рейды проводились четырьмя «таинственными покупателями» в Москве и двумя — в Санкт-Петербурге.

Сам процесс проверки осуществлялся в несколько визитов. Если в первый визит покупателю от Microsoft предлагали предустановить нелицензионное ПО или купить компьютер без программного обеспечения («пустой компьютер»), то он шел к директору, представлялся и вручал ему информационные материалы: письмо, рассказывающее о целях акции; рекомендации по соблюдению авторского права; информацию о делах, связанных с нарушением авторского права.

Если же предлагалось предустановить лицензионное ПО, то продавец в присутствии директора награждался призом — мышью Microsoft IntelliMouse. Этот же приз вручался и при повторных визитах в случае предустановки лицензионного программного обеспечения.

Если же при повторных визитах продавались «пустые компьютеры», то такой компании предлагались различные программы сотрудничества, а в случае, когда компания упорно предлагала нелицензионное ПО, Microsoft оставляла за собой право на любые действия, в том числе и юридические. Но пока этим правом ни разу не воспользовалась.

Компанией было проведено более 400 рейдов в Москве (из них 75 повторных) и 300 в Санкт-Петербурге (из них 45 повторных). За три месяца проведения рейда процент магазинов, продававших нелицензионное ПО, снизился с 60 до 20%. По словам сотрудников Microsoft, участвующих в рейдах, в основном предлагали предустанавливать MS-DOS, Windows и Microsoft Office. А те, кто предлагал предустановку MS-DOS, очень удивлялись, когда узнавали, что за эту операционную систему также нужно платить.

Как утверждает Александр Потапов, менеджер по маркетингу Microsoft по работе с производителями ПК, предлагалось около 40% «пустых ПК», и за время проведения рейда этот показатель не сильно изменился. Microsoft не считает продажу «пустых ПК» каким-либо нарушением, хотя в этом случае вырастает вероятность того, что на такие компьютеры все-таки будет установлено нелицензионное ПО.

Сотрудники Microsoft удовлетворены результатами первого этапа программы. Сейчас к ним поступает масса предложений из магазинов по проведению совместных маркетинговых программ, установке стендов, пропагандирующих покупку лицензионного ПО, и других мероприятий.

Собственно, продажа лицензий на программное обеспечение вместе с компьютером позволяет магазинам зарабатывать дополнительные деньги, поэтому пропаганда продажи лицензионного ПО выгодна для магазинов. Microsoft планирует расширить действие программы и провести летом подобные рейды в Нижнем Новгороде и Екатеринбурге, а осенью — в Киеве. Таким образом, «таинственный покупатель» становится для продавцов компьютеров постоянным гостем из Microsoft.

Валерий Коржов