Lotus Development как братья Райт от концепции Knowledge Management

Кристофер Краммни: «Наши заказчики сравнивают значимость Knowledge Discovery System с изобретением колеса»

Традиционное академическое, если можно так сказать, представление о предмете «Управление знаниями» (Knowledge Management — KM), развиваемое более десяти лет без видимых результатов, имеет столь мало общего с практическими системами KM, что невольно напрашивается «воздухоплавательная» аналогия. Человечеством многие тысячелетия владела романтическая мечта о свободном полете (вспомните миф об Икаре и Дедале), однако первая реально летающая машина — братьев Райт — выглядела неказисто. Пахла бензином, но — летала.

Сегодня в роли братьев Райт от KM выступает Lotus Development. Она одной из первых предложила рынку не слишком сложные программные продукты, посредством которых можно оперировать багажом знаний или интеллектуальным капиталом корпорации. Подчеркнем, в данном случае речь идет не о высокой философской категории «знание», и термин «управление» не подразумевает замысловатое автоматизированное манипулирование или какое-то иное воздействие на знание в широком смысле этого слова. Lotus прагматично предлагает только некий новый набор инструментов для более эффективного представления той информации, которую пользователь интерпретирует как знание, не более того.

В качестве девиза для программы, названной Knowledge Discovery System (на проектной стадии она была известна под именем Raven), использованы три слова: People, Places and Things («Люди, места и сущности»). Предназначение системы в том, чтобы средствами Internet-технологий образовывать виртуальную среду, где можно осуществлять поиск экспертов, носителей знаний и тех документов, в которых корпоративные знания отражены с наибольшей полнотой. Можно с уверенностью утверждать, что средствами KDS создается более интеллектуальный вариант привычной системы документооборота, условно говоря, следующее поколение Lotus Notes.

В своем нынешнем виде KDS состоит из двух компонентов: портал знаний Lotus K-station и сервер управления знаниями Lotus Discovery Server. Первый обеспечивает интерфейс, он появился на свет осенью 2000 года, второй, осуществляющий подготовку информации о знании, был представлен 15 января на конференции LotuSphere в Орландо. Аналитик компании GartnerGroup сказал следующее по поводу Knowledge Discovery System: «Управление знаниями не продается в коробке. Но Lotus удалось создать единый продукт, альтернативой которому может быть смесь разнородных продуктов, поставляемых небольшими компаниями».

Продажи KDS начались весной. Для их представления в Россию приезжал Кристофер Краммни, директор по технологиям Lotus Development.

K-station

Средства K-station предоставляют пользователю возможность сконструировать персонализированный портал. Портал «соединяет» его владельца с другими людьми и обеспечивает доставку персонифицированной, с учетом специфики его деятельности, информации, создает условия для совместной деятельности людей посредством генерации виртуальных рабочих мест, обеспечивая им доступ к тем сущностям или знаниям, которыми обладает корпорация.

В качестве одного из инструментов для создания индивидуального рабочего места используется появившаяся недавно технология портлетов (portlet), которая предоставляет администратору портала возможность обеспечить для пользователя безопасный канал доступа к информации, соответствующей его потребностям и полномочиям. Портлет, интерпретируя запросы пользователя, обращается к источникам, извлекает нужную информацию и визуализирует ее в индивидуальном портале пользователя. Из полученных от пользователя данных портлет извлекает его характеристики, в том числе права доступа. Результаты работы представляются на языке XML, что позволяет учитывать разнообразие техники визуализации.

Lotus Discovery Server

Discovery Server собирает, анализирует, классифицирует структурированную и неструктурированную информацию для обнаружения связей между содержанием, людьми, темами и пользователями в организации.

Для создания карты знаний имеющийся в составе Discovery Server анализатор просматривает репозитарии и классифицирует документы в соответствии с введенной в системе метрикой. Процесс автоматизирован, но, впрочем, возможно и ручное редактирование K-map. Сочетание автоматизированного и ручного методов обеспечивает системе способность к самообучению. Примерно так же путем просмотра информационных ресурсов создается Expertise Profile. Естественно, та его часть, которая относится к какому-то сотруднику, доступна ему для чтения и редактирования.

В том и в другом случае для того, чтобы система заработала с хорошей отдачей, требуется время на ее обучение.

Knowledge Audit — аудит знаний, это третья функция, выполняемая Discovery Server. Она сводится к просмотру и ранжированию документов по частоте обращений.

В целом Knowledge Discovery System решает известную проблему больших организаций, выражаемую сакраментальной фразой: «Если бы мы знали, что мы знаем». Она позволяет найти нужных специалистов, отделить подлинных экспертов от мнимых, формировать временные виртуальные коллективы и многое другое.

Что и как именно? Это определит степень корпоративной культуры организации и способности руководства компании.


Мотивы инвестирования в управление знаниями

Системы управления знаниями решают известную проблему больших организаций, выражаемую сакраментальной фразой: «Если бы мы знали, что мы знаем»

Расширение службы поддержки34%
Повышение оперативности реагирования30%
Увеличение инноваций25%
Сокращение расходов9%
Конкуренция2%

Источник: The Delphi Group

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями