Директор по технологиям компании Xuma о роли, которую играет сегодня компонентная архитектура в построении масштабируемых Internet-приложений

Джеми Лернер: «Наша архитектура напоминает блоки конструктора ?Лего?. Она состоит из отдельных компонентов. Благодаря этому системные интеграторы могут проектировать системы очень быстро»

Деятельность председателя совета директоров, соучредителя и директора компании Xuma по технологиям Джеми Лернера напрямую связана с построением инфраструктуры для развертывания приложений электронного бизнеса. Решая эту задачу, в Xuma предложили оригинальный подход, который предоставляет пользователям услуг аренды приложений (ASP — application service providing) платформу столь же надежную, сколь и гибкую. В интервью, данном старшему редактору еженедельника InfoWorld Майклу Визарду, Лернер рассказал о той роли, которую компонентная архитектура играет в построении масштабируемых Internet-приложений.

Как вы могли бы охарактеризовать Xuma?

Мы предлагаем базовую аппаратно-программную инфраструктуру, позволяющую очень быстро и эффективно создавать системы электронной коммерции. Конструирование специализированных систем для Web действительно весьма востребовано, но обходится это очень дорого — гораздо дороже, чем обычно предусматривает бюджет. Кроме того, эта процедура занимает слишком много времени.

Каким образом в Xuma предлагают упростить этот процесс?

Главная трудность состоит в том, что сегодня не существует технологий, позволяющих интегрировать все компоненты и связать вместе разрозненные продукты, которыми располагают компании, синхронизировав их в рамках единой эффективной системы ведения электронного бизнеса. Xuma предложила концепцию так называемого «стека решений». Мы объединяем необходимые элементы центров данных, управляемые службы и сетевые компоненты, оборудование и программы независимых разработчиков. Программное обеспечение Xuma связывает все эти фрагменты мозаики в целостный наращиваемый продукт Commerce-X. За его установку в базовой конфигурации заказчик выплачивает определенную сумму. Впоследствии заказчики ежемесячно вносят абонентскую плату.

Насколько принципиальна роль стековой архитектуры в развертывании новых приложений?

Объединяя что-либо в стек, мы хотим интегрировать определенный набор компонентов, подразумевая решение ряда дополнительных задач. Так, например, мы занимаемся интеграцией пакета электронного управления отношениями с заказчиками e-CRM. Это вовсе не значит, что мы просто берем программное обеспечение Siebel и устанавливаем его на компьютер. Нет, помимо этого мы реализуем единую архитектуру регистрации; для администрирования системы или для работы с ней достаточно войти в нее лишь однажды, после чего можно обращаться к любой из 25 программ без повторной регистрации.

Кроме того, наша компания решает задачи, связанные с обработкой перекрывающихся наборов данных. При интеграции программы Siebel сложнее всего осуществить ввод в систему имен, адресов, учетных записей электронной почты и номеров телефонов. Ведь те же самые данные должны заноситься и в приложения электронной коммерции, в программное обеспечение поддержки электронных аукционов, в программное обеспечение управления отношениями с заказчиками, а также в систему планирования ресурсов предприятия. В случае изменения адреса в какой-то одной программе архитектура Xuma проследит за обновлением соответствующей информации во всех остальных приложениях. Мы берем программы стороннего разработчика и встраиваем в него все необходимые функции. После этого заказчик получает возможность следить за состоянием базы данных, производительностью и общим «здоровьем» системы. Мы пишем код, расширяющий функциональность доступного программного обеспечения и связывающий его с остальными компонентами. Вокруг уже существующей системы создаем свою операционную модель.

Каким образом заказчики могут использовать преимущества стековой архитектуры?

Наша архитектура напоминает блоки конструктора «Лего». Она состоит из отдельных компонентов. Благодаря этому системные интеграторы могут проектировать системы очень быстро. Дополнительные функции легко встраиваются в нашу архитектуру. Мы пытаемся привлечь партнеров к написанию компонентов для вертикальных рынков, которые находятся на верхнем уровне системы Commerce-X. Это поможет нам предложить специализированные версии Commerce-X для определенных отраслей.

Что упускают люди при оценке особенностей Web-систем?

Люди недооценивают то, что непрерывная поддержка Web-сайта требует гораздо больших затрат, чем его создание. Многие поначалу попросту не обращают на это внимания.

При наименее благоприятном развитии событий вы строите систему вручную, не думая о последствиях. А после того как производитель задействованного вами ПО выпускает его исправленную и обновленную версию, написанный вами код перестает работать. Состояние созданной системы приходится замораживать, и через несколько лет вы уже заметно отстаете от остальных, поскольку не имеете возможности обновлять программное обеспечение. Наша задача — исключить такую ситуацию. Именно на это мы и обращаем свое основное внимание при построении и настройке центров данных.

В рамках стандартного контракта на сопровождения мы заботимся об обновлении систем своих заказчиков, постоянно думая о модернизации. Когда ИТ-служба предприятия работает в одиночку, это влечет за собой очень большие расходы, мы же обслуживаем одновременно более 80 крупных клиентов. В результате удается сэкономить немало средств.

Насколько привязаны к вам клиенты?

Все наши клиенты работают на выделенном оборудовании, в собственной информационной среде. Мы не используем модель массового обслуживания. У каждого имеются свои аппаратные средства, своя архитектура. При желании они могут собрать всю систему и перенести ее в другое место. Многие наши конкуренты в той или иной степени ограничивают свободу своих клиентов. Мы же придерживаемся открытой модели, при которой пользователям предоставляется максимальная гибкость, и у них есть возможность в любой момент уйти.

Где вы размещаете свои приложения?

Мы размещаем приложения на собственном компьютерном и сетевом оборудовании. Все, что нам нужно от оператора, — это средства связи и полоса пропускания. Задействованное телекоммуникационное оборудование занимает 300-500 стоек. Одно подразделение находится в Сан-Франциско, другое — в Саннивэйле (Калифорния) и еще одно — в Нью-Йорке. Все они работают 24 часа в сутки.

Что вам кажется наиболее сложным?

Обслуживать одновременно 80-100 аппаратных, программных и сетевых комплексов весьма непросто. При каждом обновлении нужно добиваться того, чтобы все работало не хуже, чем прежде. Производители выпускают новые версии своих программных продуктов в среднем раз в три месяца. Нам нужно оценить их возможности и отобрать все лучшее. Это очень сложная задача, если учесть, что смена лидеров в этой отрасли происходит не реже чем один-два раза в год.

Как отразилось на вашей компании изменение экономической ситуации?

Снижение темпов тоже иногда идет на пользу. В целом активность в отрасли заметно упала. Положительный момент здесь заключается в том, что пережить кризис смогут лишь компании, которые пришли всерьез и надолго.


Джеми Лернер

Возраст: 30 лет
Компания: Xuma
Должность: директор по технологиям
Главное достижение: создание компании Xuma, цель которой — внесение фундаментальных изменений в процесс построения и функционирования Web-систем
Основные задачи: максимальное соотнесение потребностей заказчиков и возможностей новейших технологий
Увлечения: гонки на мотоцикле по пересеченной местности, серфинг

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями