Определение

Интеллектуальный капитал относится к нематериальным активам компании, тем, которые не поддаются количественной оценке, в противоположность материальным активам, таким как, недвижимость, объем кассовой наличности и оборудование. Интеллектуальный капитал компании составляют знания ее сотрудников, накопленные ими при разработке продуктов и оказании услуг, а также ее организационная структура и интеллектуальная собственность.

Рон Гриффин, директор информационной службы компании The Home Depot: «Наша работа состоит не только в том, чтобы продать покупателю тот или иной продукт. Она требует серьезных знаний, и мы постоянно их совершенствуем»

Оценка материальных активов компании представляет достаточно очевидную задачу. Она, в сущности, сводится к подсчету компьютеров и прибавлению к полученному результату расходов на электроэнергию и оплату труда специалистов. Другое дело — интеллектуальный капитал.

Интеллектуальный капитал складывается из опыта ее сотрудников, уникальной организационной структуры и интеллектуальной собственности. Иными словами, интеллектуальный капитал — это знания.

Термин «интеллектуальная собственность» представляется более привычным. Интеллектуальной собственностью являются торговые марки, патенты и авторские права, в то время как под интеллектуальным капиталом подразумевается информация, «носителями» которой являются сотрудники компании. Управление интеллектуальным капиталом требует от руководителей корпораций умения манипулировать сухими цифрами и оценками характеристик работы предприятия и одновременно способности иметь дело с такими стратегическими концепциями, как фиксация знаний в экспертных системах и оценка их значимости для компании.

«Если вычесть прейскурантную стоимость акций из их рыночной стоимости, полученное значение будет характеризовать интеллектуальный, маркетинговый капитал, а также капитал знаний. Это будет стоимость интеллектуальной собственности и всех других нематериальных активов», — пояснил Виш Кришнан, адъюнкт-профессор управления школы бизнеса McCombs School of Business Университета штата Техас в Остине.

Интеллектуальный капитал нужно пестовать

Как только интеллектуальный капитал компании определен, возникает следующая задача — его обслуживание, обеспечение его сохранности. Один из способов, каким администраторы ИС могут защищить себя от потери интеллектуального капитала, — заключение с сотрудниками договоров о неразглашении торговых секретов.

«Вопрос в том, на какой срок можно связать человека такими обязательствами», — подчеркнул Джеймс Бургер, поверенный по вопросам интеллектуальной собственности агентства Dow, Lohnes & Albertson.

Эндрю Скотт, вице-президент по информационным технологиям компании AeroGroup International, производящей обувь Aerosole, считает, что лучший способ управлять интеллектуальным капиталом — сделать так, чтобы служащие были довольны. Что касается самой AeroGroup, то она ежегодно выделяет около 3 тыс. долл. в расчете на одного служащего информационного отдела для обучения и участия в семинарах вне компании.

«Специалисты почти не уходят от нас, поскольку знают, что в другом месте у них не будет столь благоприятных возможностей повышать свою квалификацию, — заявил Скотт. — Они могут оттачивать свой опыт и получать новые знания, что, в свою очередь, помогает им продвигаться по служебной лестнице».

Другой метод поддержки интеллектуального капитала применяется в банке Dollar Bank. Руководство стремится, чтобы служащие участвовали в процессе принятия решений и планировании, пояснил Абрахам Надер, первый вице-президент и директор по операциям банка.

Так, например, информационный отдел время от времени участвует в маркетинге новых продуктов. Таким образом, служащие отдела могут почувствовать себя участниками общего процесса, что, подчеркнул Надер, чрезвычайно важно, поскольку часто создается впечатление, будто информационный отдел никак не участвует в делах компании.

Рон Гриффин, директор информационной службы компании The Home Depot, занимающейся розничной продажей товаров для дома, заявил, что у них принята схема «попробуй и завоюй доверие» для оценки, поддержки и стимулирования роста интеллектуального капитала.

Производительность труда и потенциал каждого работника здесь оценивают при помощи специальной сетки из девяти позиций. Для совершенствования в отдельных областях сотрудники могут проходить курсы повышения квалификации. Кроме того, в Home Depot действуют программы стимулирования бизнес-лидерства для работников низшего звена, а также курсы совершенствования навыков руководства для специалистов среднего уровня. Все это нацелено на увеличение интеллектуального капитала.

Компании, обеспечивающие комфортные условия труда своим специалистам, вместо того, чтобы ставить им препоны при увольнении, тем не менее используют только один метод поддержки интеллектуального капитала. Есть и еще один путь — создание экспертных систем путем стимулирования обмена информацией между сотрудниками. При этом знания остаются в компании и могут работать на ее благо и после того, как располагавший ими сотрудник нашел другое место работы.

«Представим себе, что какой-то специалист досконально изучил определенный аспект деятельности компании, например, метод управления взаимоотношениями с потребителями. Эти знания можно сделать общим достоянием, если ?поместить? в компьютер», — считает Кришнан.

Строительство знаний

В сети intranet компании Home Depot распространяется бюллетень со ссылками на комментарии по вопросам, которые следует знать ее сотрудникам. Здесь можно узнать, как справиться с засором в стояке или как собрать письменный стол, купленный в магазине типа «сделай сам». Предоставляя информацию служащим таким способом, компания гарантирует, что результаты применения этой информации, а также она сама быстрее дойдут до клиентов.

«Наша работа состоит не только в том, чтобы продать покупателю тот или иной продукт. Она требует серьезных знаний, и мы постоянно их совершенствуем», — подчеркнул Гриффин.

Патенты — это, безусловно, наиболее привычный способ защиты интеллектуального капитала. Но скорость, с какой растет число заявок на патенты, значительно превышает скорость, с которой они обрабатываются, замечают Диганта Маджумдер и Имран Шах из консалтинговой компании Zefer. По мнению Шаха, те, кто хотят получить патенты, как в прошлом золотоискатели, должны успеть первыми застолбить территорию.

В декабре прошлого года Маджумдер и Шах провели дискуссию, в которой обсуждалось, как развитие цифровых технологий может повлиять на распространение продуктов в индустрии развлечений. Участники дискуссии коснулись также того, каким может оказаться влияние зарождающихся технологий на индустрию кино, телевидения и другие аналогичные сферы.

Вместе с экспертами в области технологий развлечений и Internet-безопасности Маджумдер и Шах обсудили тенденции развития бизнеса и необходимость в выработке стандартов и организации коалиций в защиту интеллектуального капитала.

«Еще несколько лет назад никому и в голову не могло прийти, что мы столкнемся с таким явлением, как ?напстеризация? информационного наполнения. Однако само понятие интеллектуального капитала отнюдь не ново, — подчеркнул Маджумдер. — Надо вести себя активнее и планировать с расчетом на будущее».

Тем же, кто не предпринимает мер безопасности, следует быть готовым увидеть, как любимое графическое приложение работает на Web-сайте конкурента через пару дней после увольнения Web-дизайнера, или наблюдать, как специалисты огромного подразделения не знают, чем себя занять после реорганизации, поскольку отсутствует документация, регулирующая служебные обязанности и знания каждого сотрудника.

И не стоит забывать, что надо быть готовым при необходимости раскошелиться на услуги консультантов и адвокатов.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями