Определение

Электронные торговые площадки (e-marketplace) используют Web-технологии для передачи бизнес-документов между различными системами, принадлежащими торговым партнерам, позволяя им электронным образом осуществлять сделки по купле/продаже товаров и услуг.

Ожидается, что на интерактивной торговой площадке производителей автомобилей будет заключаться договоров на покупку сырья и запчастей в размере 240 млрд. долл. в год. Именно этот канал обеспечит их поступления на сборочные линии автомобильных компаний, входящих в Большую тройку, например, на этот конвейр завода DaimlerChrysler в Сент-Луисе

Буквально все отрасли экономики — от автомобилестроения до химической промышленности — обзавелись собственными электронными торговыми площадками для развертывания купли-продажи товаров и услуг производителями и поставщиками. Все эти виртуальные рынки воплощают общую мечту их создателей, которые полагают, что автоматизация процессов обмена товарами и услугами позволит кардинальным образом сократить затрачиваемые на них время, деньги и силы.

Так или иначе, в одном можно быть уверенным наверняка: через подобные торговые площадки «проходят» большие деньги. Согласно оценкам компании Forrester Research, только для 13 ведущих отраслей (включая строительство, аэрокосмический и оборонный комплексы) продажи через Web в прошлом году составили 251 млрд. долл. И хотя ключевую роль в успехе подобных начинаний играет технология, наиболее актуален для создателей интерактивных рынков перенос «бумажных» процессов на более эффективные, электронные «рельсы».

Например, при подготовке контракта на поставку изготавливаемых на заказ сложных комплектующих может возникнуть необходимость в проведении интенсивных и детальных переговоров между покупателем и продавцом вне пределов электронной торговой площадки. Конечно, покупатель не всегда может раскрыть перед участниками торгов технические спецификации своих новых изделий, предполагаемый график поставок и другие важные данные. Однако многие действия, связанные с организацией снабжения, могут осуществляться электронным образом, без длительной переписки по факсу, без пересылки документов по почте, без передачи счетов на оплату при помощи курьерской службы.

Любопытно, что некоторые виртуальные базары были основаны не продавцами, а покупателями. Яркий пример — электронная торговая площадка Covisint, созданная в феврале прошлого года корпорациями Ford Motor, General Motors и DaimlerChrysler. Эта биржа автомобильных комплектующих потенциально в состоянии осуществить сделок на поставку сырья и запасных частей на общую сумму более 240 млрд. долл. ежегодно.

B2B-супермаркет

До тех пор пока в прошлом году электронные торговые площадки не начали расти как грибы после дождя, «покупатели были привязаны к одному поставщику или группе поставщиков, контролировавших сегмент рынка», отметил Дэниел Гарретсон, аналитик компании Forester Research. Теперь же в Сети появились места, где можно сравнить предложения тысяч поставщиков и сделать лучший выбор практически в реальном времени.

Если прогнозируемое в этом году падение уровня продаж автомобилей в связи с общим экономическим спадом станет реальностью, то Большая тройка автомобильных корпораций постарается повлиять на 150 тыс. поставщиков, с тем чтобы заставить их снизить цены.

С помощью системы Covisint в General Motors планируют уменьшить среднюю стоимость обработки одного заказа на поставку со 100 долл. до 10 долл. Крупнейший в мире производитель автомобилей тратит ежегодно на снабжение более 80 млрд. долл., так что даже незначительное усовершенствование в этом направлении может сберечь корпорации миллиарды.

Большинство крупных поставщиков комплектующих для автомобилей уже работают с Covisint или готовятся к этому, не отказавшись и от собственных торговых площадок. Например, Johnson Controls, производитель запасных частей, планирует создать в апреле для своих 600 поставщиков биржу, снабженную функциями управления данными о продукции.

Майк Шуман, вице-президент Johnson Controls по маркетингу и электронному бизнесу, сказал, что компании необходимо заменить свои «доморощенные» разработки на стандартное программное обеспечение интерактивных бирж, которое позволило бы объединить управление совместным проектированием изделий и снабжением комплектующих. Он полагает, что значительную часть технологической инфраструктуры электронной коммерции позволят сформировать программные продукты MatrixOne.

40% торгового оборота Johnson Controls (в прошлом году он составил 16,1 млрд. долл.) пришлось на долю контрактов по поставке корпорациям Большой тройки деталей салонов, кресел и аккумуляторов. Однако, как подчеркнул Шуман, фирма работает также и с теми производителями автомобилей, которые, как Volkswagen, не намерены присоединяться к Covisint.

Компания Dana — еще один крупный поставщик комплектующих для автомобилей, который строит собственную виртуальную торговую площадку для тысяч своих дилеров. Вместе с тем этот производитель клапанных колец и других частей автомобильных двигателей с оборотом в 13 млрд. долл., треть от которого приходится на торговлю с Ford и DaimlerChrysler, работает с Covisint.

Проблемы общения

Возможно, самые большие технические трудности, с которыми сталкиваются электронные торговые площадки, связаны с необходимостью интегрировать различные информационные системы участников торгов с платформой самой биржи.

Для того чтобы обрабатывать транзакции электронным образом, участникам нужен общий формат для определения элементов данных в документах. XML предлагает общий метод для идентификации содержимого поля данных, облегчая электронный обмен документами.

Три ведущих производителя ПО электронной коммерции используют три разных XML-словаря для определения данных: компания Commerce One применяет Common Business Library (CBL); Ariba — cXML; Oracle — OAG XML.

Подобные различия могут породить серьезные проблемы, если электронная торговая площадка объединит системы сотен или даже тысяч торговых партнеров.

Covisint строится на основе технологий Commerce One и Oracle и уже поэтому должна уметь согласовывать форматы CBL и OAG XML. Кроме того, Большая тройка и большинство ее крупнейших поставщиков применяют унаследованные системы электронного обмена данными (EDI — electronic data interchange), что только усиливает неразбериху.

«Web-платформа должна использовать XML для разбора документов, однако многие наши заказчики располагают собственной инфраструктурой EDI, — сказал Берни Малонсон, менеджер по маркетингу продуктов Covisint. — Мы не можем приказать им, чтобы они отказались от EDI, в то время как пока мы будем проверять работоспособность собственной системы на базе XML».

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями