По мнению специалистов, эти службы обретут популярность через пять лет

Пользователи обращаются в службу Pointer с помощью WAP

Финская Sonera считается пионером служб позиционирования. Как отметил Хакала, который возглавляет подразделение Sonera Positioning Services, сейчас службами корпорации пользуется 2,3 млн. клиентов. В середине 2000 года Sonera ввела в действие около десяти служб на базе систем позиционирования.

Службы, опирающиеся на информацию о местонахождении, используют данные о настройке мобильных сетей, поскольку каждая антенна обслуживает конкретный сот, и сеть может определять, в каком из сотов в данный момент времени находится телефон.

Хакала считает, что службы позиционирования станут очень популярными, но следует тщательно оценить сроки их развертывания и спрос со стороны пользователей.

«Масштабы использования вполне удовлетворительны, но пройдет еще лет пять, прежде чем появятся хорошие службы. Пока мы еще учимся», — заметил Хакала, подчеркнув, что ему бы хотелось избежать шумихи, подобной той, которая сопровождала появление WAP. Протокол, широкое распространение которого началось в прошлом году, был создан для обеспечения доступа в Internet с мобильных телефонов, но не полностью оправдал возлагавшиеся на него надежды.

«Мы знаем, в чем состоит назначение служб позиционирования. Мы многому научились на примере WAP. Сделать предстоит еще немало, — заметил Хакала. — Через пять лет вы сами будете удивляться, зачем нужна бумага, поскольку всю информацию можно будет хранить в телефоне».

Служба Pointer, предлагаемая Sonera, опирается на возможности, которые предоставляет сеть оператора. Каждая антенна обслуживает конкретный сот, и сеть может определять, в каком из сотов в данный момент времени находится конкретный телефон. Абоненты могут использовать эту систему, например, чтобы выяснить, какая станция обслуживания в данной окрестности предлагает самый дешевый газ.

«У нас есть база данных с информацией о ценах на газ в 15 крупнейших городах Финляндии», — объяснил Хакала, добавив, что базовая абонентская плата за одно обращение для Pointer равна 47 центам. Пользователи обращаются в Pointer с помощью WAP. Затем система генерирует страницу с информацией или посылает текстовое сообщение в зависимости от затребованных данных.

Хакала особое внимание обратил на решение вопросов конфиденциальности, связанных со службами позиционирования. Но исследования компании показывают, что оператор относится к таким моментам с большей настороженностью, чем пользователи.

«Эти службы не обычные. После анонса служб позиционирования люди сразу начали вспоминать роман Оруэлла 1984. Ситуация действительно схожая, поскольку можно узнавать, где находятся люди и куда они направляются», — отметил Хакала. Частично вопрос о конфиденциальности в Sonera решили, отказавшись предоставлять своим партнерам по информационному наполнению персональную информацию и данные о местонахождении клиента одновременно.

Вскоре Sonera начнет предлагать услуги поиска, что позволит абонентам определять местонахождение других абонентов.

«Какой вопрос вы задаете прежде всего своей жене, когда звоните ей по сотовому телефону?» — спросил Хакала у аудитории, добавив, что абонент сможет с помощью этой службы определить местонахождение только тех людей, которые не возражают, чтобы их «пеленговали».

Аналитики согласны с тем, что у служб позиционирования есть определенные перспективы, но не настолько серьезные, чтобы проводить исследование рынка.

«Клиенты почувствуют, насколько неоднозначны подобные службы, как только начнут их использовать. В исследованиях ее часто характеризуют как нечто фантастическое, и пользователи, конечно, заявляют, что она им необходима. Но когда во время прогулки по парку их местонахождение 'засекут' и начнут бомбардировать сообщениями от торговцев, они немедленно изменят свое мнение, — заявил Калеб Овино, работающий в консалтинговой фирме Edgecom. — По существу, никто ничего подобного еще не делал и никто не знает, какой окажется реакция абонентов».