Михаил Смирнов объявляет наступление МТС на Северо-Запад

20 марта состоялась пресс-конференция президента компании «Мобильные ТелеСистемы» Михаила Смирнова. В повестку дня были включены два важнейших с точки зрения развития сотового бизнеса вопроса — объявление итогов 2000 года и планов на год текущий, а также официальное признание факта выхода столичного оператора на санкт-петербургский рынок.

Глава МТС начал свою речь с заявления о том, что минувший год явился переломным для деятельности компании и общего расклада сил на рынке. Этап острой конкуренции между МТС и «Вымпелкомом» за столичных абонентов сотовой связи завершился победой «Мобильных ТелеСистем», и отныне для его компании приоритетным становится развитие региональных рынков. Более того, по словам Смирнова, «слабых мест» в сети МТС на территории московской лицензионной зоны более не существует: благодаря активному наращиванию количества базовых станций и коммутаторов емкость сети опережает текущие потребности в обслуживании абонентов на 200-300 тыс. пользователей. Сегодня инфраструктура оператора рассчитана на поддержку работоспособности 1,5 млн. абонентов, а к июню этот показатель вырастет до 2,5 млн. С учетом среднеевропейской статистики проникновения услуг сотовой связи (20-30% общей численности населения) этих мощностей достаточно, чтобы сеть могла справиться с планомерным увеличением нагрузки.

Финансовые итоги деятельности МТС в 2000 году впечатляют: годовой доход составил 536 млн. долл. (по сравнению с 358 млн. долл. за 1999 год), а объем прибыли до амортизационных отчислений, расчетов по процентам и уплаты налогов за тот же период вырос со 169 до 233 млн. долл. Сумма инвестиций в развитие бизнеса за прошлый год достигла 192 млн. долл., из которых 17 млн. долл. было направлено на строительство региональных сетей.

Приоритетным направлением деятельности МТС на столичном рынке было названо привлечение корпоративных абонентов. Теперь Смирнов утверждает, что благодаря проведению специальной тарифной политики его компания смогла добиться «очень динамичного прироста корпоративных пользователей».

Федеральная программа МТС начала приносить первые результаты. Как было сказано, за последний год число региональных абонентов сети МТС выросло на порядок и достигло 87 тыс. человек. В ближайшее время аналитики ожидают перехода положительной динамики в экспоненциальную кривую, поэтому столичный оператор торопится развернуть сети в наибольшем количестве регионов. Первыми на очереди стоят Нижний Новгород, Иваново и Челябинск, несколько позже владения МТС должны охватить всю Транссибирскую железнодорожную магистраль.

Но главной новостью дня на российском телекоммуникационном рынке стало заявление Смирнова о том, что совет директоров МТС принял решение приобрести 100-процентный пакет акций петербургского оператора «Телеком XXI». Правда, сенсацией эту новость назвать нельзя: представляя себя в качестве оператора федерального масштаба, «Мобильные ТелеСистемы» давно искали возможные варианты выхода на традиционно «проблемный» для себя рынок Северо-Запада. Вместе с тем, как считают в МТС, об успешном поглощении «Телеком XXI» можно будет говорить лишь после того, как Министерство по антимонопольной политике одобрит эту сделку.

Хотя МТС осторожничает в оценках, в приходе этого оператора в Санкт-Петербург никто не сомневается. Похоже, что устранена главная проблема на пути к северо-западному рынку — противодействие со стороны Минсвязи. Коснувшись недавнего скандала с изъятием ряда номиналов частот МТС и «Вымпелкома», Смирнов сообщил, что принципиальная позиция его компании в отношении этого инцидента осталась неизменной, но по тактическим и стратегическим соображениям крупнейший московский оператор готов пойти на уступку и добровольно пожертвовать этим в общем-то не таким уж и необходимым ресурсом. Таким образом, «цена вопроса» региональной экспансии МТС, включая вожделенный Северо-Запад, оказалась делом улаженным.

Любопытно, что, даже по подсчетам Смирнова, потенциал Санкт-Петербурга в плане наращивания абонентской базы панрегиональной сети МТС выглядит довольно скромным. Программа-максимум на этом рынке — привлечь 30-35% общей численности питерских владельцев мобильных телефонов. При теоретическом достижении 20-процентного проникновения услуг сотовой связи в этом регионе северная столица сможет обеспечить прибавку не более чем 300 тыс. абонентов — цифра огромная для регионов, но незначительная в «федеральном» масштабе МТС.

Видимо, фокус в другом. Нужно только прикинуть, насколько увеличится дорогой роуминговый трафик, если большинство курсирующих между столицами людей будут пользоваться телефонами МТС, и прибавить к этому поток зарубежных туристов, которые не мыслят путешествий без мобильной связи. В самом деле, ведь сегодняшнего лидера сотовой связи красит не число клиентов, а доходность бизнеса.

Игорь Елисеев