Информатизация алкогольной отрасли, идет своими темпами, своим путем, не всегда тем, каким хотелось бы. Мы решили немного поговорить на эту тему.

Юрий Александров: «Автоматизация уже сейчас находится на достаточно высоком уровне, у нас бывают случаи, когда мы заказчиков даже не видим»

Но пишут об этом более скупо, может быть, чтобы не бередить раны. Информатизация здесь идет своими темпами, своим путем, не всегда тем, каким хотелось бы. Мы решили немного поговорить на эту тему, а стимулом к такому разговору стал случай, с алкоголем непосредственно не связанный: одним из самых вдумчивых и заинтересованных посетителей семинаров по самым современным технологиям оказался, неожиданно для многих из нас, ведущий инженер отдела информатизации холдинга РОСАЛКО Юрий Александров. Позже мне удалось побеседовать и с генеральным директором Валерием Бреннером.

Холдинг

По словам Бреннера, «у компании сформировался алкогольный имидж, но он совершенно не соответствует действительности». Холдинг был диверсифицирован изначально и развивался в трех основных направлениях, базирующихся на едином финансовом управлении, активно занимающемся лизинговыми операциями.

Первое направление — алкогольная продукция, продвижение портфеля российских торговых знаков, брэндов, проекты по модернизации и реконструкции предприятий, создание рынка алкогольной продукции в России.

Второе — РОСАЛКО уже семь лет финансирует проекты по ферментным технологиям: это не только производство алкогольных напитков, но и пищевая, перерабатывающая промышленность.

Третье — информатизация отрасли, в том числе поддержка компании-разработчика ЛИМ, а сейчас и подготовка нескольких Internet-проектов.

Кроме того, уже освоенные области деятельности тоже расширяются, появляются побочные направления, например, занимаясь лизингом промышленного оборудования, РОСАЛКО пришла и к лизингу автомобилей.

Индивидуальные заказы через Internet

Проект разбит на две части: первая — традиционная — заказ через Internet водки, вин, и других товаров, качество которых гарантирует РОСАЛКО. Вторая часть проекта — «индивидуальные технологии». Этот сервис предполагает, что человек, находясь в любом месте, может заказать свой, индивидуальный продукт (начали, естественно, с водки). Это может быть изготовленная специально для него этикетка, как это уже делалось для компаний Mercedes, Toyota, Rambler, для банка «Стратегия» или лично для Севы Новгородцева. Но в принципе можно сделать и индивидуальный «вкус». Это недешевое удовольствие, но его вполне могут себе позволить, допустим, крупные сети магазинов. Но к более простым формам индивидуальных заказов проявляют интерес многие, например страховые компании и адвокатские конторы.

«Автоматизация уже сейчас находится на достаточно высоком уровне, у нас бывают случаи, когда мы заказчиков даже не видим», — рассказывает Юрий Александров.

Обсуждение с дизайнером, показ итогов и утверждение — все происходит через Internet. Рекламаций не было ни разу.

В РОСАЛКО не хотят замыкать индивидуальную технологию только на водках, а планируют развивать индивидуальный сервис в областях, к которым имеют отношение, да и в тех, к которым не имеют, тоже. Руководство считает это стратегическим направлением. Интересно, что отделу информационных технологий здесь дают проявлять свою инициативу, и многие проекты зарождаются именно здесь, а не в специализированных бизнес-подразделениях. Действует принцип Internet-инкубатора, когда проекты развиваются внутри отдела ИТ, а затем в отлаженном виде передаются в соответствующие подразделения.

Ферментные технологии

Началось с относительно небольшого Internet-проекта — помощь технологам на заводах в освоении ферментных технологий. РОСАЛКО — дистрибьютор датского химического и фармацевтического концерна Novo Nordisk. Заводы, применяющие ферментные технологии от Novo Nordisk, разбросаны по разным уголкам России, и в данный момент объективно существует потребность в оперативном консультационном обслуживании технологов по применению ферментных препаратов.

Такая консультационная система создана на основе сети extranet холдинга, теперь любой технолог через Internet может достаточно быстро получить консультацию для решения возникших проблем. Осталось только подключить к системе сертифицированных консультантов — они пока проходят обучение и сертификацию в Novo Nordisk.

Но, как это обычно бывает, небольшой проект дал начало новому большому проекту, призванному на высоком технологическом уровне обеспечить взаимодействие поставщика технологий в лице Novo Nordisk, российского дистрибьютора технологий в лице РОСАЛКО и предприятия — потребители технологий из различных отраслей промышленности. Речь идет об использовании гигантской базы знаний датского концерна российскими предприятиями. Понятно, что необходима адаптация базы знаний к российским условиям, и этим будет заниматься РОСАЛКО, но Novo Nordisk и РОСАЛКО пошли еще дальше — было принято решение об интеграции базы знаний в технологические процессы российских предприятий, а это уже высокий уровень применения информационных технологий не только для алкогольной отрасли.

Выбор платформы

Основная масса программ базируется на платформе Windows NT. Александров признается: «Я пока не вижу никаких решающих преимуществ ни у NT, ни у Linux, ни у FreeBSD. Наша система работает уже два года под Windows NT, обеспечивая функционирование комплекса наших сайтов. У нас, конечно, бывают проблемы, но они связаны в основном с провайдером — подводят физические каналы. А серверное хозяйство работает без сбоев, обеспечивая, к тому же, и корпоративные интересы. Нам с NT просто работать удобнее, потому что у нас это корпоративная система. Взаимодействуя с компанией ЛИМ — разработчиком нашей информационной системы, мы пока решаем все проблемы».

Отдел информатизации

Работы для отдела информатизации много и она разнообразна: даже изготовление самих бутылок требует применения компьютерных технологий. Скажем, дизайн бутылок разрабатывается в программах трехмерной графики и в таком виде отсылается в Германию, поскольку отдел небольшой, разработана система привлечения сотрудников по контракту. Под каждый проект набирается временный коллектив, часто виртуальный. Для разработки проектов создаются мобильные коллективы: программисты работают фактически в единой команде с маркетологами холдинга, дизайнерами, менеджерами из разных областей.

Они знают цели работы, направления развития и проблемы, что способствует, по мнению руководства, более эффективной работе. Были прецеденты оффшорного программирования, и этот путь обсуждается как вариант дальнейшей диверсификации холдинга.

«Команда у нас, — раскрывает секреты Александров, — организуется так: два-три человека всегда перекрывают зоны ответственности, чтобы не было проблем, если человек по каким-то причинам выпадает из проекта. Я лично не вижу ничего страшного, если мы немного подучим человека. Он с большим удовольствием будет работать в компании. Когда человек приходит, уже все зная, то он более независим, больше вероятность его потерять».

Нужна ли торговая Internet-площадка?

Приятней было бы написать о построении новой площадки, но, как говорят физики, отрицательный результат — тоже результат. В компании достаточно подробно прорабатывался бизнес-план, рассчитывались затраты. Вывод: бизнес-площадка требует той инфраструктуры, которой в настоящее время не существует.

Использовать площадку просто для обмена информацией о спросе и предложении, то есть сделать нечто вроде досок объявлений (иногда их тоже называют торговыми площадками), можно, но всерьез говорить о площадке можно тогда, когда задействована платежная система, система подтверждения качества и логистическая система.

Поначалу платежная система казалось самым серьезным препятствием. Существуют «Киберплат», «АССИСТ» и другие платежные системы. В РОСАЛКО пришли к выводу, что «Киберплат» пока больше подходит для B2B в алкогольной отрасли, но они не готовы к работе в регионах, а для проекта это требование является ключевым. Чтобы проводить крупные финансовые операции с регионами, нужны представители крупных банков в регионах.

Не менее серьезным оказалось и требование к системе качества, которая должна означать выход на страховой рынок. Вот это место оказалось действительно узким. Должны образовываться альянсы со страховыми компаниями, нужны соответствующие сетевые технологии, системы, которые охватят регионы. Вложения велики, порядка десятков миллионов долларов. А это значит, надо создавать крупные альянсы, нужен поиск инвесторов, но инвестиции пока в эту область не идут — слишком высоки риски.

Минимальный вариант — развитые доски объявлений, с которых предлагают начинать некоторые интеграторы.

«Наша команда, — говорит Александров, — за месяц-полтора способна разработать и внедрить такую систему. Не такого уровня, конечно, как CommerceOne, но сейчас такой уровень, на мой взгляд, и не нужен. Все будет работать, и стоить это будет десятки, от силы сотни тысяч долларов. Но это вопрос стратегии».

Как показало маркетинговое исследование компании, такие площадки-доски неэффективны. Опрашивались фокус-группы, заинтересованные в этих технологиях, проводились прямые и косвенные их опросы. Такие площадки не повышают эффективность работы менеджеров. В большинстве сегментов алкогольной отрасли не существует проблемы найти контрагента.

«Другое дело, — соглашается Александров, — если в будущем понадобится увязывать финансовые, страховые логистические системы, тогда, конечно, имеет смысл покупать такие решения, как CommerceOne, или решения от Oracle, которые нам тоже понравились.

Но все это стоит огромных деньг, а вот оправдаются ли инвестиции — не ясно».


«Мы стараемся добиться понимания необходимости перемен»

Валерий Бреннер: «Те инфраструктурные преобразования, которые мы за десять лет сумели осуществить на сотне ликероводочных заводов России, — это шаг в сторону Internet»

О задачах информатизации отрасли редактору еженедельника Computerworld Россия Игорю Левшину рассказывает генеральный директор компании РОСАЛКО Валерий Бреннер

Как велик алкогольный рынок?

Последние 150 лет, не считая десяти последних, алкогольный рынок давал около трети бюджета России. Этот рынок должен бы сегодня иметь оборот около 15 млрд. долл., но, к сожалению, имеет в два с половиной раза меньше. И дело даже не в объемах, а в том, что он разрушен, нестабилен. В 1995 году 90% году алкоголя было безакцизно. Если рынок будет стабилен, уже лет через пять появятся международные алкогольные брэнды российского происхождения.

Каков уровень информатизации в отрасли?

Уже лет десять идет активный процесс реорганизации управления предприятиями. Сейчас уже почти все руководители понимают, что использование систем класса ERP полезно для отрасли в целом и для каждого завода. Мы стараемся добиться понимания необходимости перемен. Я, например, читаю лекции о том, как реализуются инвестиционные проекты в развивающейся экономике, как ими управлять.

Я считаю, что очень перспективен аутсорсинг. Но сначала, конечно, должны быть решены общие проблемы выстраивания отношений между заводами, магазинами, банками, в том числе находящимися в регионах. Необходимо прежде всего желание конкретных групп людей, заводов, регионов делиться какой-то частью информации, системами управления, учета, контроля. Но у меня нет никаких сомнений, что в том или ином виде новые технологии и аутсорсинг на их основе проникнут в отрасль.

Не менее важны перспективы Internet, хотя пока еще очень мало моделей, подходящих для нашего рынка. Конечно, мы опаздываем. Но нам хочется создать несколько новых решений в этой отрасли, точно соответствующих экономическим моделям, иначе это делать бессмысленно. Те инфраструктурные преобразования, которые мы за десять лет сумели осуществить на сотне ликероводочных заводов России, — это ведь тоже шаг в сторону Internet.

Одна из модных тем — торговая Internet-площадка. Нужна ли она на вашем рынке?

Это непростой вопрос. Мы долго анализировали ситуацию. На мой взгляд, в России она целесообразна там, где действуют весьма и весьма крупные монополии, в данном вопросе размер имеет значение. Выстраивание нормальных взаимоотношений с огромным количеством поставщиков — вот область применения прямой торговой площадки. Алкогольный рынок, к моему великому сожалению, разрушен и неструктурирован. А ведь он мог бы быть структурирован первым — это самый простой рынок конечного продукта. Любой рынок — это, прежде всего, выстраивание альянсов и балансов интересов. Учесть баланс всех интересов сразу вряд ли удастся. Как можно выстроить взаимоотношения, допустим, с поставщиками этикеток, если типичная типография — это святая святых губернатора и покупать в регионе придется только у этой типографии вне всякой зависимости от экономической выгоды? Если не существует достаточно большой номенклатуры относительно однотипных продуктов, то устройство такой Internet-площадки экономически малоинтересно. А пока ситуация именно такова. Впрочем, есть маленькие подмодели, которые мы рассматриваем. Мы попытались искать те модели, где экономика работает с самого начала.

Но отрасль придет к этому?

Если рано или поздно решится вопрос об интеллектуальной собственности, если на территории России сформируются поставщики товарных знаков, если выявится уже окончательно группа лидирующих брэндов с очень высокими долями рынка, если рынок очистится от региональной раздробленности — тогда конечно. Нужны гарантии качества спирта, качества бумаги для этикеток. Если рынок будет стабилен и структурирован, отрасль придет к необходимости создания больших систем для управления разбросанным по России производством и дистрибуцией. Понадобится стыковка информационных систем поставщиков, дистрибьюторов на уровне ERP-систем, потому что потоки информации совершенно немыслимые, а хочется быстро понимать, ощущать, что происходит.

Ваш холдинг непосредственно участвует в информатизации отрасли?

Конечно! В наш холдинг входит тульская лаборатория ЛИМ, разрабатывающая информационные системы предприятий. На многих предприятиях отрасли, а также в банках установлены их системы. Формально компания существует с 1990 года, но сам коллектив начал работу в 1986 году.

Что могло бы сделать правительство для развития отрасли?

Меры простейшие. Мы уже десять лет объясняем правительству и парламенту, как наладить управление алкогольными рынками в современной экономике. Меры простейшие: акциз на спирт и контроль спиртового производства, а вовсе не торговых точек. Все, что нужно, — единая информационная система учета, движения и производства спирта. Это проект, который, по моим расчетам, окупится для бюджета за срок от десяти до 15 дней. Но каждая конференция кончается фразой — «денег нет». А это была бы гигантская помощь и рынку ИТ, потому что пошли бы серьезные прямые инвестиции в этот рынок, он начал бы расти.

Вместо этого мы слышим другое: все производственные линии надо оснастить приборами, учитывающими, сколько потрачено спирта на каждой линии.

Потому что пока акциз берется с ликероводочных заводов. Весь этот проект в масштабе страны будет стоить, если брать за аналог западные ИС, 140-200 млн. марок, ну а наши, допустим, будут стоить миллионов пятьдесят. Более того, теперь еще и торговлю предлагают контролировать. Этих денег вполне хватило бы на развитие единой ИС. В общем, все и сами понимают, что это надо сделать, но ничего с места не сдвигается.