Отрадно, что среди поставщиков бумаги для струйной печати теперь появился и отечественный производитель — «Компания Славич».

Однако на одной из последних персональных выставок он представил несколько работ, выполненных полностью с применением компьютерных технологий: изображения, полученные с помощью цифровой фотокамеры Olympus C-2500L, затем были отпечатаны на цветном струйном принтере Epson Stylus Photo 1270.

«Хотя качественное оборудование для работы в цифровом формате остается еще достаточно дорогим, большим преимуществом компьютерных технологий является гибкость, обеспечиваемая как на любительском, так и на профессиональном уровнях», — считает Богданов.

Его как профессионала пока не устраивают некоторые технологические ограничения, свойственные передаче изображения по цепочке «цифровая фотокамера — компьютер — принтер — бумага». «В отличие от традиционной техники, когда вмешательство фотографа на любом этапе процесса приводит к заранее известному конечному эффекту, результаты промежуточных корректировок при использовании цифровых технологий порой мало предсказуемы».

Тем не менее Богданов считает, что половину своих работ — при условии достижения требуемого качества — он может создавать исключительно с помощью цифровых технологий. Фотограф, в частности, полностью отказался от съемки традиционными аппаратами, рассчитанными на применение 35-миллиметровой фотопленки (правда, доля подобной работы в практике Богданова весьма мала).

Для изготовления экспонатов упомянутой выставки научно-методический и рекламно-коммерческий центр «Круг» и фирма «Дэнко», специализирующиеся на поставках расходных материалов, носителей информации и различных аксессуаров для компьютерной техники, предоставили Богданову оборудование для оснащения «цифрового» рабочего места. Фотограф же, в свою очередь, поделился с сотрудниками этих фирм опытом использования цифровых устройств.

Конечно, выставок, на которых демонстрируются современные возможности струйной печати, становится все больше. Растет и отряд фотографов, использующих в той или иной степени цифровые технологии, и может быть, не стоило ссылаться на очередную экспозицию подобного рода, если бы не один аспект: все представленные на ней фотографии были напечатаны на бумаге «Фотоджет» производства российской «Компании Славич» из города Переславля-Залесского.

По словам коммерческого директора «Круга» Андрея Шипилова, эта бумага не залеживается на складе и пользуется достаточно стабильным спросом, хотя ее сбыт еще не принял массового характера. Так, центр «Круг« продал в прошлом году примерно 5 тыс. кв. м бумаги «Фотоджет», что составило в его общем обороте по бумажной продукции около 10%.

Опробовать бумагу смогли не только фотографы-любители или профессионалы, но также дизайнеры и музейные работники. В частности, сотрудники Государственного геологического музея им. Вернадского остались довольны результатами печати иллюстративного материала на бумаге «Фотоджет» для выставки «300 лет геологической службы в России» (для этих целей был использован один из широкоформатных принтеров производства Hewlett-Packard). Сейчас опыт работы с «Фотоджет» получают в Государственном историческом музее.

В целом интерес различных категорий пользователей к фотобумаге растет по мере расширения базы установленных фотопринтеров. На настоящий момент, по оценке Шипилова, объем российского рынка бумаги для струйной печати не превышает 10 млн. долл. в год.

С развитием рынка, как это обычно и бывает, растет число поставщиков и реселлеров. Интерес торговых компаний к бумаге объясняется неплохой прибылью от ее продажи: исследования, проведенные, к примеру, компанией «Круг», показали, что соответствующие доходы — по сравнению с другими категориями расходных материалов (ленточными картриджами для пишущих машинок и кассовых аппаратов, чернилами для струйных принтеров и т. д.) — находятся на среднем уровне.

Отрадно, что среди поставщиков бумаги для струйной печати теперь появился и отечественный производитель — «Компания Славич».

В отличие от рынка традиционной фотобумаги, где специалисты «Славича» стали авторитетными экспертами, на рынке бумаги для струйной печати компания является новичком: первая партия бумаги «Фотоджет» была выпущена летом 1999 года. Правда, до этого «Славич» пробовал продавать подобную бумагу одного из швейцарских производителей, закупая ее в рулонном виде, а на собственных мощностях выполняя нарезку и упаковку. (Впрочем, бумажную основу «Славич» по-прежнему закупает за рубежом, поскольку попытки использования отечественного сырья пока не удовлетворили специалистов компании с точки зрения качества. Как ни странно, применение импортной основы обходится «Славичу» дешевле.)

В настоящее время завод выпускает несколько видов бумаги с плотностью от 120 до 280 г/кв. м: полуматовую, матовую, глянцевую и структурную. Бумага поставляется под двумя марками — «Фотоджет» и «Фотоджет оригинал»; последняя отличается улучшенной впитываемостью чернил.

Исходная основа продукции — бумага в рулонах, которая затем нарезается на листы форматов A4 и A3, упаковывается в стандартные пачки по 20 листов и в этом виде поступает на заводской склад. Однако на заказ завод может поставить бумагу любого формата, в том числе и в виде рулонов шириной 610 и 914 мм. В последнем случае, правда, есть один нюанс: у завода нет шпулей, поэтому заказчик должен предоставлять их сам, как это делает один из крупнейших потребителей бумаги «Фотоджет» — компания «МакЦентр».

Большинство отзывов пользователей, опробовавших бумагу, — положительные. Конечно, не последнюю роль играет тот факт, что бумага «Славича» существенно дешевле аналогичной продукции Epson или HP.

В частности, в московском салоне «Имидж.ру» цена «Фотоджета» почти в 2,5 раза ниже стоимости соответствующих сортов бумаги для струйной фотопечати под маркой Epson. Благодаря сравнимым по качеству печати результатам (а в салоне демонстрируют реальные отпечатки, полученные на «Фотоджет» с помощью принтеров Epson) консультанты «Имидж.ру» рекомендуют отечественную бумагу для выполнения, например, пробных отпечатков.

Некоторые потребители отмечают также высокую светостойкость «Фотоджета».

К сожалению, пока все же не обходится без проблем. Так, на тонкой полуматовой бумаге плохо сохнут — и, соответственно, могут смазываться — чернила при печати на домашних принтерах.

Однако та же бумага при использовании на различных широкоформатных принтерах производит на потребителей неплохое впечатление. Но в то же время в случае широкоформатной печати возникали неприятности при использовании глянцевой бумаги типа полукартон: в подобных случаях наблюдается неравномерность несущего слоя (подложки), из-за чего местами происходит отслоение краски, особенно при отрезании напечатанной фотографии от рулона.

Представители завода признают, что им предстоит большая работа. «Мы в самом начале пути, — говорят они. — Технология струйной печати постоянно совершенствуется, поэтому нынешний процесс изготовления ?Фотоджет? завтра вполне может измениться. Мы должны подстраиваться под производителей принтеров».

У потребителей имелись и другие претензии к бумаге «Фотоджет», часть из которых в «Славиче» уже учли. Например, на упаковке теперь указан срок хранения (первоначально никаких упоминаний об этом не было); проставлен также гарантийный срок хранения.

Как утверждают представители завода-изготовителя, их бумага «хорошо подходит для струйной печати с разрешением до 1440 точек на дюйм». При этом они не делают особого различия между производителями принтеров, каждый из которых предлагает бумагу под собственной маркой, утверждая, что только поставляемая им бумага учитывает все технологические нюансы процесса печати.

В «Славиче» разделяют пока только бумагу для четырехцветной и шестицветной печати (для нужд последней предназначена бумага «Фотоджет оригинал»).

Между тем в «Славиче» пока не собираются делать более детальных разграничений по видам бумаги, хотя технологические возможности предприятия позволяют делать многое. В частности, разработать рецептуру для сублимационной печати. Правда, только в том случае, если появится соответствующий заказчик.

В настоящее время основные усилия специалистов завода направлены на разработку специальной водостойкой бумаги.

У реселлеров — как и потребителей — тоже есть некоторые претензии к «Славичу». До последнего времени «Славич» слабо занимался целенаправленной политикой в области сбыта бумаги, в частности, практически не занимается продвижением торговой марки. По-видимому, предприятие не собирается пока вкладывать средства на эти цели. По крайней мере, в прошлом году средства на рекламу, например, не были выделены вовсе. К сожалению, до сих пор нет даже содержательных буклетов, посвященных «Фотоджету».По словам Шипилова, «проведение имиджевой кампании по бумаге ?Фотоджет? было бы хорошим подспорьем для реселлеров».

Пока же реселлеры вынуждены сами заниматься популяризацией «Фотоджета», предоставляя образцы для пробы различным организациям и частным лицам. Партнеры «Славича» по просьбе этого предприятия собирают также отзывы пользователей о бумаге «Фотоджет», благодаря чему знают о свойствах бумаги не меньше, чем сам производитель.

Своим отношением к российскому рынку переславское предприятие напоминает позицию другого российского производителя — Уральского электронного завода (УЭЗ), наладившего выпуск дисков CD-R. Правда, в отличие от УЭЗ вопрос об окупаемости проекта для «Славича» не стоит: в частности, для выпуска бумаги «Фотоджет» используется то же самое оборудование, что и для производства традиционной фотобумаги.

Справедливости ради стоит отметить, что начало нынешнего года отмечено более внимательным отношением предприятия к нуждам своих партнеров по сбыту «Фотоджета». В частности, реселлеры отмечают, что сократились сроки поставки продукции.


Упаковку надо изучать внимательно

Любопытно следующее: мне довелось увидеть различную упаковку «Фотоджета». На одном из сортов бумаги было указано, например, что он предназначен для струйной печати «на принтерах Canon, Epson, Hewlett-Packard, Lexmark и других». В то же время был и другой пример точно такой же бумаги, когда среди рекомендуемых печатающих устройств упоминались только устройства Hewlett-Packard, Canon и Lexmark.

К числу курьезов, пожалуй, можно отнести то, что из принтера выходит бумажная лента с фотографией одного из сокровищ древнерусского зодчества (коих, кстати сказать, немало в Переславле-Залесском), однако копия совершенно не соответствует изображению на мониторе: на нем отображена совершенно другая церковь! Неужели же бумага «Славич» настолько искажает изображение?

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями