Концентрация преуспевающих компьютерных компаний в Кремниевой Долине необыкновенно высока. Штаб-квартиры многих лидеров расположены именно здесь.

Почему мировая кухня инноваций в самых высокотехнологичных областях расположена именно в Долине? Как получилось, что здесь так много талантливых людей и интересных идей, с которыми молодые компании выходят на инвестиционный рынок? Как уживаются гиганты и молодые компании? На чем зиждется успешное управление компаниями Долины, обеспечивающее им конкурентные преимущества в новой сетевой экономике?

Попробую ответить на эти вопросы, анализируя свои впечатления, полученные во время недавней поездки в Калифорнию. В организованном американским PR-агентством туре по производителям, специализирующимся в самой современной сфере — электронном бизнесе, приняли участие журналисты из ряда стран Европы, Азии и Латинской Америки — регионов, представляющих приоритетный интерес для местных компаний. Выбор компаний Долины, в гостях у которых мы побывали, был случайным, а потому в достаточной степени объективно отражает происходящие здесь процессы. Среди них есть как новички, так и корифеи, перечислю по алфавиту: Alchemedia, Globalenglish, Filemaker, Firepond, Hand, Hellobrain, Informatica, Savvion, Sybase, Viquity.

Многие предпосылки успешного развития здесь компьютерного и телекоммуникационного бизнеса связаны с американским менталитетом в целом и духом Долины. Жизнь здесь определенно отличается от жизни в Европе и в России. Да и по отзыву многих, в том числе американцев, образ жизни в районе Залива (Bay Area — окрестности залива Сан-Франциско) обладает рядом специфичных черт. Жители Долины легко воспринимают изменения. Индивидуализм уживается с развитыми принципами общежития, волонтерством. Большую роль играют писанные и неписаные правила общественного поведения. Техника воспринимается как один из видов творчества — наравне с искусством. Здешние жители стремятся разобрать и формализовать сам процесс познания, чтобы управлять им. Культивируется уважение к знаниям. И наконец, американцы очень любят продавать и покупать.

Суть жизни — изменения

Как сообщает сайт Исторического общества Сан-Франциско (www.calhist.org), формальной датой основания порта-крепости на месте нынешнего города считается октябрь 1776 года. Тогда и почти до середины XIX столетия на этой территории проживали десятки разных племен, с различной культурой, занимались охотой и земледелием. История Сан-Франциско знала несколько периодов стремительного роста, а периоды экономического спада и подъема шли друг за другом. Строительство города началось в конце 30-х годов прошлого столетия и получило большой импульс во времена «золотой лихорадки». Если в 1847 году в Сан-Франциско проживало около 450 жителей, то спустя два года их было уже 30 тыс., так как с открытием месторождений золота на Аляске город стал перевалочной базой для тысяч старателей, ехавших за удачей в Клондайк, и первых коммерсантов, снабжавших их провизией, собаками для упряжек и другими необходимыми вещами в обмен на золотой песок.

Другой вехой стало восьмибалльное землетрясение 1906 года и последовавший за ним пожар, практически разрушившие город.

Вторая мировая война стимулировала строительство военных баз, индустриальных объектов, что и подготовило почву для застройки района, ставшего называться впоследствии Кремниевой Долиной.

Бросается в глаза, что жители Долины ничего не создают «на века». Штаб-квартиры крупных корпораций расположены в типовых, очень простых в архитектурном отношении зданиях. Такие офисы возводятся очень быстро. Внутри они устроены по одинаковому «мобильному» принципу: этаж с помощью временных стенок разгорожен на одинаковые кабинки — рабочие места сотрудников. Используется несколько стандартных серий. Скажем, дом, похожий на усадьбу российского помещика средней руки, с небольшим садиком относится к так называемому стилю «ранчо», очень распространенному в Долине. Другой популярный стиль — «викторианский» — характерен для домов в зажиточном районе Сан-Франциско.

Наверное, нигде нет такого количества музеев, посвященных технике, как в зоне Залива: музей инноваций в Сан-Хосе, музей Intel в Санта-Кларе, музей человеческого восприятия Exploratorium в Сан-Франциско

Экономисты считают, что постоянные изменения — одна из главных сил, действующих в новой конкурентной среде. И чем быстрее человек и общество в целом готовы к преобразованиям, способны меняться сами, приобретать знания, профессионально развиваться, внедрять новые подходы в управлении и технологические инновации, — тем успешнее экономика и выше уровень жизни.

Калифорнийская республика

В 1846 году в Сан-Франциско поселенцами была провозглашена Республика Медвежьего флага, а на флагштоке, где прежде развевался мексиканский флаг, был поднят новый. На небеленом полотне были изображены звезда и медведь — в ту пору в местных лесах водилось много медведей. Этим поселенцы подчеркивали независимость Калифорнии от Мексики, под влиянием которой в пору колонизации находилась территория Залива. Сегодня жители Сан-Франциско вывешивают на своих домах не только национальный, как это принято в Америке, но и медвежий флаг, чтобы подчеркнуть особый дух свободы, культивируемый в столице хиппи, бомжей и сексуальных меньшинств. Принцип свободы («можно делать все, что не мешает другим людям») доведен здесь до абсолюта. Иностранцев, мягко говоря, удивляют «постоянные жители» центральных улиц города — бомжи, днем занимающиеся попрошайничеством, а вечером укладывающиеся на ночлег прямо на тротуар, на куче тряпья. В соответствии с калифорнийскими законами полицейские никак не могут нарушить подобный образ жизни до тех пор, пока бомж не помешает кому-нибудь. Хиппи также облюбовали Сан-Франциско; в районе Хейт-Эшбери, где проживала богемная публика, в середине 60-х появилась их первая коммуна, объединившая приверженцев идеи внутренней раскованности человека и его права на самореализацию.

И хотя среднестатистический европеец подметит некий экстремизм свободы в Сан-Франциско («свобода — это не иметь никакой работы и жить на улице»), в целом одну из причин успешности компьютерного бизнеса в Долине надо искать именно в нацеленности общества на свободу каждого — свободу творчества, раскрытия способностей, выбора своего дела. Если вы любите программировать — пожалуйста, кодируйте с утра до вечера и по ночам, спрос есть, общественному мнению это не противоречит. Ставка в управлении предприятием делается на способности и профессионализм — кто-то лучше управляет компанией, кто-то лучше разрабатывает программы, кто-то лучше их продает. И тогда преодолевается неравенство, люди из разных классов очень просто общаются друг с другом: поэтому, скажем, кабинка Крейга Барретта, главы корпорации Intel, сделана из тех же перегородок, что и сотни кабинок рядовых менеджеров, расположенных на том же этаже, и ничем не отличается от них, разве чуть побольше.

Маленький штрих: американцы не любят слов clever («умный») и rich («богатый»), а употребляют вместо них соответственно smart («сметливый») и wealthy («состоятельный, благополучный»). Мне кажется, именно потому, что в первых слышится намек на неравенство, претензию (clever — разве что Эйнштейн, rich — Рокфеллер).

Exploratorium

Наверное, нигде нет такого количества музеев, посвященных технике, как в зоне Залива: музей инноваций в Сан-Хосе, музей Intel в Санта-Кларе, музей человеческого восприятия Exploratorium в Сан-Франциско. В Долине разрушен стереотип, противопоставляющий людей искусства — «творческих натур» технически одаренным людям — «ремесленникам». Инновации здесь — привычное дело. Если появляется задача — изобретается инструмент, пригодный для ее решения. Так было в середине прошлого века в период первого строительного бума, когда территорию будущего города покрывали многочисленные песчаные холмы и небольшие водоемы. Жители изобрели машину Steam Paddy (дословно: «паровой ирландец»), прообраз нынешнего экскаватора. Ковш цеплялся к паровозу и приводился в движение паром. В то время, когда наш мужик подковывал блоху, Steam Paddy расчищал холмы и засыпал водоемы.

Любопытство поощряется как первый импульс к познанию. Именно любопытству и посвящен Exploratorium — уникальный музей, экспонирующий диковинки: не только технические — их большинство, но и биологические, физические и природные феномены и т. д.

В той мере, насколько глубоко русский человек все усложняет, погружаясь в хитросплетения эмоциональных и интеллектуальных причин, любит препарировать и наслаждаться самоанализом, настолько просто ко всему относятся американцы. Долой комплексы, все можно попробовать на ощупь, запах, цвет... Не раздумывай — действуй. Познание — тоже действие, которое можно разложить «по полочкам». «Экшн», знаменитый формат американского кино, — часть национального характера.

Образованию придают большое значение — очень многие предприниматели Кремниевой Долины являются выпускниками знаменитого Стэнфордского университета. Поступить туда непросто: успешно сдать экзамены и заплатить за обучение недостаточно. Надо заниматься волонтерством (общественной работой, по-нашему), хорошо проявить себя еще в школе и чтобы родители были заметными и уважаемыми людьми. Так, дочь Билла Клинтона, которая обучается сейчас в Стэнфорде, этим критериям соответствует.

Общество потребления

Америка — общество потребления. На этот расхожий штамп советских времен, употреблявшийся с негативным смыслом, стоит взглянуть с другой стороны. Американцы очень любят продавать и покупать. На человека, посетившего «мол» (гигантский супермаркет), лавиной обрушивается весь арсенал инструментов по стимулированию продаж: бесконечные скидки, подарки за покупки, бесплатные образцы, купоны, упаковки по сниженной цене и т. д.

Однако это только верхушка айсберга. Внимательный читатель книги Котлера «Основы маркетинга», самого популярного российского учебника по маркетингу, побывав в США, увидит, что концепции, подходы, инструменты, приведенные в книге, списаны с жизни американского общества. На мой вопрос, обращенный менеджеру Intel, в чем заключается стратегия корпорации в области электронного бизнеса, на каких продуктах или услугах она собирается зарабатывать, последовал ответ, что это не самостоятельный бизнес, а promotion of core business — маркетинговая кампания по всему миру, рассчитанная на продвижение нового 64-разрядного процессора с целью обеспечить ему поддержку ИТ-индустрии и убедить покупателя, что приобретение серверов с новым процессором будет гарантией качества и надежности работы в Internet. Для этого заключаются альянсы, финансируются начинающие фирмы из фонда Intel Capital, поддерживаются информационные сайты и т. п. Аналогичным образом в соответствии с принципом «организовать и возглавить» поступают практически все гиганты компьютерной и телекоммуникационной индустрии Долины, образуя фонды, из которых инвестируются начинающие компании, заключают партнерства, помогающие продвигать их собственные продукты. Все нацелено на то, чтобы продавать лучше, больше, стабильнее.

Ключевые слова

Продукты и технологии, создаваемые в Долине, в полной мере отвечают американскому образу жизни, а ключевые слова и выражения, характеризующие здешний менталитет, — хорошо подходят для описания предлагаемых решений. При большом многообразии ассортимент продуктов можно разделить на три большие группы:

  • конфигурирование, оптимизация, интеграция внутренних и внешних бизнес-процессов в Web-среде, мобильный доступ к приложениям;
  • доставка и анализ бизнес-информации;
  • управление отношениями с поставщиками и покупателями.

Web-среда позволяет создавать рациональную информационную инфраструктуру бизнес-процессов не одного, а нескольких предприятий, связанных в единую бизнес-цепочку, так что все отношения и экономическая система в целом становятся прозрачными. Рациональность означает снижение транзакционных издержек, функционирование с максимальной эффективностью на уровне глобальных систем, что достигается путем «выпрямления», оптимизации процессов снабжения, сбыта, а также внутренних процессов в организации. Кроме того, под управлением Web-среды инфраструктура может быстро перестраиваться адекватно требованиям современного рынка. И наконец, браузеры максимально упрощают коммуникации между внутренними и внешними участниками бизнес-процессов.

Именно эти задачи решают многие продукты, увиденные во время тура. Например, компания Savvion предлагает Java-платформу для преобразования внутренних и внешних бизнес-процессов в гибкие распределенные Web-приложения, доступные в Internet/extranet и с мобильных устройств. Средства Savvion позволяют объединять и быстро реконфигурировать бизнес-процессы с участием покупателей, партнеров, поставщиков и сотрудников и управлять ими в оперативном режиме. Программное обеспечение от Filemaker предназначено для публикаций приложений в Web-среде с тем, чтобы использовать все преимущества простого и удобного доступа к данным с помощью Internet. На стыке первой и второй групп находятся продукты компании Viquity, которые позволяют объединить партнеров, субподрядчиков, дистрибьюторов и снабженцев в единое бизнес-пространство на основе автоматизации документооборота между ними. Используя Web-технологии Viquity, можно переключить внешние информационные потоки из разных источников (EDI, XML, другие форматы) во внутренние информационные потоки предприятия.

Экспертиза — одно из любимых слов в Долине. Знания копятся годами, и многие компании предлагают свои решения в области бизнес-интеллекта. Sybase сконцентрировала свои усилия на поддержке порталов: преобразовании накопленных данных в полезную информацию для покупателей, поставщиков и партнеров. Программная платформа Informatiсa предназначена для интеграции, анализа и доставки критически важной корпоративной информации, способствующей улучшению внутренней оперативной деятельности компании. Компания Hellobrain создала Internet-биржу решений с поддержкой всех необходимых элементов, в том числе механизма взаимодействия между покупателями и продавцами, ценообразования, гарантий для обеих сторон.

Современное управление

Комфортное восприятие изменений, любовь к техническим новшествам, общая ориентация американского рынка на потребителя — все эти особенности жизни в Долине позволяют компаниям естественно и быстро переходить на новые подходы в управлении, необходимые для успешного развития бизнеса в новой конкурентной открытой среде. Быстрое внедрение инноваций — на мой взгляд, следствие легкого отношения жителей Долины к преобразованиям и активного отношения к жизни вообще.

С другой стороны, американский рынок подталкивает производителей к сокращению жизненного цикла товаров и смене приоритетов в производстве. Вместо «осваиваем то, что можем произвести» — «осваивать то, что будет продаваться», причем быстро, чтобы опередить конкурентов. Отдельная компания не располагает длительным временем на разработку новых изделий и вывод их на рынок — ее всегда может опередить конкурент. И тот, кто не способен поспевать за технологическим прогрессом, выбывает из игры. Поспеть же можно, только очень верно рассчитав усилия, распределив ресурсы, прибегнув к специализации. Аутсорсинг — не что иное как переложение на уровень предприятий принципа: каждый должен заниматься своим делом, работать в той области, где у предприятия накоплены знания, экспертиза. Так, широкое распространение модели аренды приложений, хостинга является проекцией идей аутсорсинга на построение информационной инфраструктуры предприятия. Усложнились процессы обработки данных, и профессионально управляемые серверные фермы снимают головную боль у руководителей.

Впрочем, находясь в Америке, задаешься вопросом: что первично, что вторично. И не являются ли принципы новой экономики (глобализация, ускорение повседневных изменений во всех сферах, интенсификация конкуренции, господство покупателя на всех рынках и др.), а также адекватные им подходы в управлении компаниями, маркетинге (аутсорсинг, быстрое внедрение инноваций, производство товаров, на которые предсказан спрос) — сформулированные американскими теоретиками управления, экономистами и маркетологами, ставшими столь популярными в России: Чампи, Хаммером, Друкером, Котлером и другими, — просто характерными чертами нынешнего экономического этапа развития общества, в большой степени порождаемыми менталитетом американцев. И что они так же распространяются отсюда по всему миру, как и информационные технологии, созданные в Кремниевой Долине. Так сказать, глобальный маркетинг: вначале экспансия образа жизни, потом технологий.

Ирина Гладкова — заместитель главного редактора журнала Read.Me. С ней можно связаться по электронной почте по адресу ig@readme.spb.su

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями