Предлагаемые исследователями перспективные пользовательские интерфейсы, безусловно, занимательны, но на практике не всегда применимы.

В большинстве привычных, хотя часто непрактичных средств взаимодействия четко прослеживается подход, доставшийся в наследство от пишущей машинки. Графический пользовательский интерфейс (GUI — graphical user interface) предлагает человеку более дружественный способ общения, чем голая командная строка, но зачастую он порождает множество проблем совершенно иного рода.

Хотя рекламодатели хотят убедить нас в том, что все мы наденем на себя активируемые голосом беспроводные мониторы, похожие на очки, и будем работать на свежем воздухе, пугая голубей криками «Покупай!», — говорить о массовом распространении подобных решений не приходится.

С недавнего времени стало появляться все больше и больше изящных устройств для хранения персональных данных и доступа к электронной почте отовсюду и в любое время. Мониторы из пластика, цифровые чернила и электронные книги предлагают новые возможности представления информации и доступа к ней.

Конечно, по темпам развития технологии пользовательского интерфейса отстают от остальных областей компьютерной отрасли. В большинстве своем эти новые аппаратные компоненты остаются чересчур дорогими, но самое главное — они не удовлетворяют привычной потребности в тактильных ощущениях.

Изменение способа взаимодействия с компьютерами потребует раз и навсегда отказаться от старой парадигмы, прообразом которой стала пишущая машинка. Безусловно, технологии, которые могут служить основой будущих интерфейсов, становятся движущими силами прогресса, однако все они имеют существенные ограничения, которые не позволяют говорить об их практическом использовании.

Томми, ты меня слышишь?

Как правило, перспективные решения, связанные с пользовательским интерфейсом, опираются на возможности распознавания речи. Достаточно хорошо работающие в тех ситуациях, когда требуется распознавание коротких выражений, например, команд или элементов управления, эти технологии не позволяют эффективно передавать данные большого объема. Реальная поддержка естественных языков требует распознавания речи «на лету», что станет возможным самое раннее через несколько лет.

Активизация функций с помощью голосовых команд также играет важную роль в создании систем повсеместных вычислений (pervasive computing). Подобные системы создают среду, в которой взаимодействие человека и компьютера больше не связано исключительно с одним устройством, например с клавиатурой.

Дальнейшее их развитие позволит уменьшить размеры вычислительных устройств, создавать системы с низким энергопотреблением и широко использовать современные беспроводные технологии и стандарты, такие как Bluetooth, благодаря чему устройства взаимодействия можно будет встраивать в бытовые приборы, бижутерию и одежду и общение с компьютерами станет практически всепроникающим.

Мыслительные процессы

Интересные возможности организации пользовательского интерфейса открываются благодаря экспериментам в области обратной связи в биологических объектах и реакции головного мозга человека на раздражитель. Врачи медицинского центра Emory University Medical Center успешно имплантировали в голову пациента электроды, которые отслеживают импульсы и преобразуют их в программные команды.

А в Университете Рочестера продолжается работа над интерфейсом мозг — компьютер, который осуществляется с помощью шлема, способного реагировать на импульсы головного мозга.

Мозговые импульсы трудно выделить и еще труднее управлять ими, однако реализация интерфейсов мозг — компьютер сулит небывалые преимущества при доступе к приложениям. Возможности человека, который работает в шлеме, улавливающем импульсы мозга, могут быть просто фантастическими.

И все же, хотя передовые технологии и исследования демонстрируют огромный прогресс в сфере разработки новых интерфейсов, практичность и влияние на развитие бизнеса многих из них, даже распознавания голоса, весьма сомнительны. Офис, где все отдают голосовые команды компьютерам, скорее всего окажется чересчур шумным.

Если принять во внимание все усовершенствования в компьютерной отрасли за последние несколько десятилетий, то складывается впечатление, что отказаться от клавиатур и мониторов пользователи смогут еще очень не скоро. Однако для определенных приложений и конкретных групп пользователей даже эти относительно небольшие изменения в проектировании пользовательского интерфейса кажутся весьма многообещающими.


Пользовательские интерфейсы

Усовершенствования в области взаимодействия человека и компьютера, например успехи в распознавании речи, позволят упростить пользовательский интерфейс, расширить применение компьютеров и в значительной мере освободить руки пользователю. Но хотя многие из таких интерфейсов обладают значительным потенциалом в определенных приложениях и для конкретных групп пользователей, для деловой практики они представляются малоприменимыми.


Грядет революция интерфейсов

Джефф Раскин: «Все приложения можно интегрировать в единую структуру, которую можно будет быстро изучить, так чтобы в дальнейшем не переучиваться»

25 лет назад экраны мониторов были маленькие и зеленые. Настольные компьютеры и мыши, которые считаются чем-то само собой разумеющимся, существовали только в проектах. Если такие темпы прогресса сохранятся, можно строить совершенно невероятные предположения о том, какими станут информационные системы через 10 или 20 лет, и, весьма возможно, реальность превзойдет даже самые смелые прогнозы. Впрочем, и для фантазий следует иметь почву. Для того чтобы приоткрыть завесу будущего, корреспондент еженедельника Computerworld Мэттью Шварц встретился с Джеффом Раскиным, одним из создателей компьютера Apple Macintosh. В своей последней книге The Humane Interface: New Directions for Designing Interactive Systems («Человеко-машинный интерфейс: новые направления проектирования интерактивных систем»), изданной в прошлом году Addison Wesley, Раскин подчеркивает внеличностную природу большинства интерфейсов и приводит доводы в пользу создания более совершенных способов общения с машинами.

Зачем вообще нужны новые интерфейсы? Разве интерфейс компьютера Macintosh, в создании которого вы принимали участие, недостаточно хорош?

Прежде всего поиск новых интерфейсов не имеет отношения к качеству существующих независимо от технологии — будь то Mac, Wintel и Linux. Этот вопрос затрагивает пользователей — людей. Мне еще не довелось встретить человека, который, работая на компьютере, был бы абсолютно доволен. И основные претензии пользователи имеют к качеству интерфейса. Под этим подразумевается слишком сложное ПО, отсутствие толкового руководства и помощи, для которой в свою очередь неплохо было бы разработать систему помощи. Так было 22 года назад, когда я начинал работать над Mac. Разумеется, сейчас известно гораздо больше, чем в то время, когда в исследовательском центре Xerox PARC впервые использовали мышь Дуга Энгельбарта и предложили оконный интерфейс. Поэтому то, что пользователи вынуждены работать с существующими интерфейсами, равносильно тому, как если бы они работали на старых экранах с разрешением 640х480 пикселов и не менее старых процессорах.

Какие преимущества несут в себе усовершенствованные интерфейсы?

Любой прогресс в том, что касается ускорения работы с системой, упрощения обучения и снижения раздражения, идет на благо конечному пользователю и, в свою очередь, выливается в повышение эффективности работы всего предприятия. Есть также прямые физические преимущества — сокращается число нажатий на клавиши и ненужных движений рукой.

Будут ли пользователи испытывать раздражение, работая с новыми интерфейсами?

Вы не можете себе представить, как часто, работая над системой Macintosh, я слышал, что никто не захочет осваивать графические интерфейсы. Некоторые повторяли это даже после того, как машина была выпущена. Теперь же пользователи не представляют себе компьютера без подобных интерфейсов.

Каким, по-вашему, будет развитие интерфейсов в течение ближайших десять лет?

Это очень сложный вопрос. Существующие интерфейсы в большинстве своем чрезмерно широко используют мышь и пиктограммы, кроме того, они опираются на методы, которые, как теперь известно, способствуют совершению пользователем ошибок. Вдобавок мы превратили Web в лабиринт небольших залов с прозрачными дверями, именуемыми «закладками», поэтому реально пользователь не может видеть, куда двигается.

Позволят ли новые интерфейсы когда-нибудь забыть о необходимости изучать новые программы?

Именно на это и направлены интерфейсы, проектированием которых я занимаюсь. В том проекте, над которым я сейчас работаю, все, что необходимо пользователю, оказывается у него под руками. Надо просто выполнить увеличение, и как только вы сможете читать текст или различать графические детали, над ними можно будет работать. В нем не будет окон, которые приходится постоянно закрывать, открывать или передвигать.

Как оценивают ваш интерфейс пользователи?

Опыт показывает, что люди обучаются работе с моим интерфейсом за считанные минуты, и столь же быстро проникаются к нему симпатией. Поработав с ним, они с большой неохотой возвращаются к старым системам на Mac или Windows, и я убежден, что как только этот интерфейс получит более или менее широкое распространение, пользователи немедленно начнут переключаться на него.

Каким будет вхождение на рынок принципиально новых интерфейсов?

К сожалению, это не та технология, которую можно внедрять постепенно, путем небольших изменений. Для этого нужна столь же дерзкая компания, как Apple, иначе она не сможет «заразить» всех идеей нового интерфейса. С другой стороны, только единицам удавалось добиться миллиардных прибылей на рынке ПК, «карманников» и других информационных устройств.

Период бурного, поражающего воображение развития ПК и ПО завершился. Однако новые интерфейсы, которые не на словах, а на деле смогут объединить настольные и карманные компьютеры, беспроводные системы и Web, способны дать новый толчок этому развитию.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями