АКБ «Российский капитал» делает приоритетную ставку на развитие услуг для частных клиентов

«Первостепенный интерес для нас представляет возможность освоить как можно более широкий пакет платежных инструментов», — подчеркнул заместитель председателя правления банка Сергей Зайцев. Помимо ставших уже традиционным платежным средством пластиковых карточек, банк намерен начать массированное продвижение в сектор услуг для частных клиентов таких инструментов, как дорожные чеки Thomas Cook MasterCard, предоплаченные международные карточки Thomas Cook Visa TravelMoney и коммерческие чеки американского банка Bankers Trust Company.

Дорожные чеки Thomas Cook, известные большинству граждан цивилизованного мира, включая наших соотечественников, более 100 лет, в рекламе не нуждаются. Карточки Visa TravelMoney, владельцем торговой марки которых также выступает компания Thomas Cook, и коммерческие чеки Bankers Trust Company появились в обращении относительно недавно, поэтому несколько слов о них все же стоит сказать.

VTM — это «симбиоз» дорожного чека и классической дебитной пластиковой карты. Эта карта анонимна, не имеет ограничений по сроку годности, но имеет свой уникальный идентификационный номер и PIN-код, благодаря которому ее прием осуществляется во всех банкоматах мира, принадлежащих процессинговой компании Visa International. В отличие от классических пластиковых карт, VTM не требуют заведения страхового полиса. Основное отличие коммерческих чеков BTC от дорожных чеков Thomas Cook в том, что они могут иметь любой номинал, но при этом ограничиваются по сроку действия шестью месяцами со дня выписки в банке.

Как удалось выяснить у ответственных лиц из руководства банка «Российский капитал» и представителя компании Thomas Cook в России Татьяны Ереминой, в настоящее время не один из вводимых в оборот платежных инструментов для населения не может использоваться в платежах через Internet. Хотя, по мнению Ереминой, рано или поздно Thomas Cook будет вынужден как-то модифицировать свои продукты, существующие много лет в неизменном виде, в свете повсеместного распространения глобальных сетей. Как это конкретно осуществить, пока не совсем понятно, ибо дорожные чеки Thomas Cook и пластиковые карточки VTM «заточены» под обслуживание специфических нужд своих владельцев, связанных с зарубежными поездками и командировками.

В этом достаточно рядовом событии банковской жизни можно усмотреть корреляцию с миром ИТ. Дело в том, что озвученная смена приоритетов в деятельности отдельно взятого российского банка симптоматична для банковской отрасли в целом. Раньше, по словам Зайцева, львиная доля доходов отечественных банков приходилась на корпоративное кредитование. Но в связи с падением ставки рефинансирования ЦБ маржа коммерческих банков в этих операциях сильно упала. Непроцентные операции в корпоративном секторе (расчетно-кассовое и валютное обслуживание юридических лиц) не приносят банковскому бизнесу ощутимых дивидендов в силу того, что в России по-прежнему «сильны формы расчетов, не связанные с прохождением денег через банковские счета». Работа на розничном рынке (обслуживание частных лиц по вкладам) для наших банков также не является особо перспективным видом деятельности, так как в памяти народной еще свежи события августа 1998 года.

Привлекательной остается лишь та область розничного рынка, которая не связана с открытием счетов и вкладов для населения, — денежные переводы и платежи посредством различных карточных инструментов, включая обслуживание пластиковых карт и продажу предоплаченных карт телекоммуникационных компаний. Между тем большинство аналитиков в качестве одной из главных причин неразвитости электронной коммерции в секторе B2C называют именно отсутствие у населения опыта взаимодействия с банковскими картами. Возможно, преодолев, не без помощи российских банков, этот страх перед небумажными деньгами, наши соотечественники пополнят ряды покупателей Internet-магазинов.