В конце минувшего года издательство «Открытые системы» и компания «ИТ-Экспо», устроитель ежегодной выставки информационных технологий SofTool, выступили с новой совместной инициативой, направленной на развитие вертикальных рынков программного обеспечения. Начало ей было положено 6 декабря в конференц-зале Министерства науки, промышленности и технологий, где состоялся круглый стол «Роль биллинга в структуре телекоммуникационного бизнеса».

Александр Авдуевский, обозреватель «Журнала сетевых решений LAN», обращается к участникам круглого стола «Роль биллинга в структуре телекоммуникационного бизнеса»

В прошедшем 6 декабря в конференц-зале Министерства науки, промышленности и технологий круглом столе «Роль биллинга в структуре телекоммуникационного бизнеса» наряду с руководителем одного из департаментов Минсвязи приняли участие специалисты из более чем 20 компаний, ведущих свою деятельность в сфере предоставления телекоммуникационных услуг и разработки программного обеспечения для операторского бизнеса. Телекоммуникации стали первой среди вертикальных отраслей отечественной экономики, где намечается обсудить положение дел с оснащенностью необходимыми технологиями автоматизации и управления бизнесом и выявить перспективы развития программных решений.

«Вопреки невзгодам и кризисам отечественная экономика развивается и, помимо простейших решений автоматизации учетной деятельности, требует все более сложных программных разработок», — заявил, открывая круглый стол, первый вице-президент издательства «Открытые системы» Павел Христов. По его словам, идея проведения проблемных семинаров, посвященных разработке ПО для бизнеса, родилась из опыта сотрудничества издательства и компании «ИТ-Экспо» при подготовке выставок SofTool. Выставка длится всего несколько дней в году, поэтому стало очевидно, что рынок экономических программ нуждается в регулярной подпитке другими событиями, стимулирующими интерес разработчиков и пользователей к новым решениям. Формат круглого стола — одна из самых удобных форм общения заинтересованных сторон, так как он позволяет в живом диалоге выявить скрытые на первый взгляд проблемы взаимоотношений разработчиков и пользователей.

В перечень вопросов, затронутых на первом круглом столе, вошли интеграция биллинговой системы в единый комплекс управления операторским бизнесом, целесообразность расширения функциональных свойств биллинга и эффективности поддержки тиражируемых решений, устанавливаемых у заказчиков. Оживленную дискуссию вызвал вопрос выработки индустриальных стандартов построения автоматизированных систем расчетов (АСР) и унифицированных внешних интерфейсов. Безусловно, наличие стандартов открывает возможности для выбора между совместимыми тиражируемыми продуктами, но такая ситуация характеризуется развитостью рынка, чего нельзя сказать о сфере биллинга. Во второй части дискуссии были затронуты вопросы перспективного развития биллинговых систем в связи с вовлечением в процесс предоставления услуг контент-провайдеров и переходом к мобильным сетям третьего поколения.

Отправная точка дискуссии была такова: в операторском бизнесе сегодня происходят глубокие перемены, связанные с расширением спектра предоставляемых услуг, рыночной конкуренцией и лавинообразным ростом абонентской базы. Наметился устойчивый переход от линейной структуры предоставления услуг в сторону интегрированных служб. Все эти факторы требуют качественного переосмысления роли биллинга в бизнес-процессах предоставления услуг массовому пользователю. Неудивительно, что дискуссия началась с вопроса о том, что же представляет собой биллинг в современном понимании.

Биллинг «по-российски» и «по-западному»

По мнению большинства участников круглого стола, биллинг в российском понимании имеет специфику по сравнению с традиционной, «западной» трактовкой этого термина. Там он представляется более специализированным решением для выполнения конкретной задачи — подсчета объемов оказанных услуг и выпуска клиентских счетов. По словам Сергея Зацепина, главы департамента информационных технологий компании «Персональные коммуникации» (сотовая сеть «Сонет»), «у российских операторов биллинг применяется в широком смысле, как полный комплекс средств автоматизации бизнес-процессов компании, от заключения договора с клиентом — к основному результату бизнеса, к деньгам».

С ним согласился Алексей Сабанов, заместитель директора компании «Атлант-Информ». Ссылаясь на опыт своей компании, он сделал вывод, что коммерческих операторов, «которые сейчас встали на ноги», биллинговая система интересует как комплекс, позволяющий полностью автоматизировать бизнес. За рубежом же подобные решения относятся к иной категории систем, называемых Operation Support System (OSS). А Александр Казаков отреагировал на этот вопрос предельно четко: «Как человек, отвечающий в «Вымпелкоме» за систему расчетов, я выступаю за такой биллинг, который являлся бы комплексной системой решения всех операторских проблем».

Сергей Русеев: «Существующие на рынке биллинговые решения иной раз создают для оператора связи некое «прокрустово ложе» технологического процесса предоставления услуг»

Идею об исторической разнице в трактовке термина «биллинг» на Западе и в России поддержал и представитель компании «Петер-Сервис» Сергей Русеев. Но, в отличие от своих коллег, он не считает особенный российский путь правильным: «Когда речь идет о поставке биллинговой системы за пределы России, никогда не подразумевается поставка всей системы обеспечения бизнеса оператора связи, и очень большой акцент делается на масштабируемость. Для европейцев, где господствует GSM, совершенно не характерно связывать бизнес оператора связи с продажей телефонных аппаратов».

Сергей Смирнов: «Реальный контент-биллинг подразумевает, что информация о конечной услуге, которая важна для конкретного пользователя, будет приходить непосредственно от контент-провайдера»

Компания Protek-Flagship также активно работает с зарубежными заказчиками, однако руководитель отдела маркетинга готовых продуктов Сергей Смирнов убежден, что АСР могут выступать как решения, которые закрывают, помимо тарификации, еще одну или несколько операций поставщика телекоммуникационных услуг. Так, в биллинговую систему может быть интегрировано собственное решение оператора по управлению отношениями с заказчиками, система контроля продаж или система управления кредитами абонентов, использующих кредитную схему расчетов. Вместе с тем в функциональном расширении биллинговых систем наблюдаются общие тенденции. «Каждый поставщик биллинга выбирает ту область бизнес-приложений, которую он собирается закрыть своим решением, — считает Смирнов. — Но все больший интерес наблюдается к решениям, которые закрывают управление сетевыми ресурсами».

Ирина Ченцова: «Биллинговая система должна быть готовой к тому, что она может быть встроена в любое окружение, поэтому надо стараться достроить максимальное количество интерфейсов к внешним системам»

Представители компании «Сервокомп» проявили философскую мудрость в поиске «золотой середины». Здесь, как сказала руководитель отдела проектирования биллинговых систем Ирина Ченцова, рассматривают биллинг «с точки зрения кибернетики, как большую и развивающуюся систему». Это означает, что продавать такой продукт нужно, априори полагая, что он не может являться завершенным решением. Такой подход к продвижению тиражируемых систем особенно применим в области Internet, так как это очень динамичная среда. По словам Ченцовой, каждые полгода в Internet обновляются технологии и возникают новые потоки данных. Более того, обработка Internet-трафика связана с перманентной апериодичностью потоков, использованием разных протоколов, переменными задержками пакетов и требованием поддержки режима реального времени.

По-видимому, быть постоянно развивающейся системой — безусловное требование к современному биллингу. На круглом столе высказывалось мнение, что предсказать, какой будет биллинговая система завтрашнего дня, практически невозможно. Ведь еще лет пять назад вряд ли мог серьезно воспринимать концепцию мобильной коммерции. Сегодня это — реальность, которую нельзя не учитывать в управлении глобальными сетями.

«Прокрустово ложе» биллинга

Ряд участников круглого стола полагают, что акцент на проблемах биллинга искусственно снижает актуальность более общей проблемы эффективного управления телекоммуникационным бизнесом. Начальник департамента информационных технологий компании «Телмос» Валерий Шибин призвал говорить в целом о роли информационной системы оператора связи: «В этом случае мы не будем полемизировать о том, нужно ли нам касаться CRM, OSS или только биллинга. — Руководство нашей компании интересует, какие плюсы вообще способна принести информационная система».

Эту идею поддержал технический директор компании RGC (сеть IP-телефонии Rinotel) Игорь Гаврилов: «И термин 'биллинг', и термин 'АСР' в том смысле, как они используются в нормативах Минсвязи, мне не нравятся, поскольку загоняют сознание в узкие рамки». Говоря об информационной системе своей компании, он отметил, что при ее создании разработчики ближе всего подошли к модели OSS: какие операции ты хочешь поддерживать, под них ты свою систему и строишь. «Основная наша задача была понять предметную область, с которой мы работаем, — подчеркнул Гаврилов, — и построить модель, адекватную бизнесу».

Удивительную солидарность с разработчиками собственных информационно-биллинговых систем проявили некоторые поставщики тиражируемых решений. В частности, Сергей Русеев из «Петер-Сервиса» заявил: «Существующие на рынке биллинговые решения иной раз создают для оператора связи некое «прокрустово ложе» технологического процесса выполнения операций и предоставления услуг». На его взгляд, сотрудники отделов маркетинга часто более изобретательны, чем те, кто создавал подобные тиражируемые системы.

Представлявший другую компанию-разработчика Алексей Сабанов полагает, что упомянутое «прокрустово ложе» отнюдь не одинаково для традиционных операторов проводной телефонии и для коммерческих операторов. Традиционные операторы связи привыкли формулировать минимум требований для биллинговых систем, поскольку исторически у них это жестко регулируемая область.

Свой или чужой?

Бизнес телекоммуникаций требует инновационности, экономика предприятий — сохранности инвестиций. Очевидно, биллинговые системы, включая процесс установки, настройки и обслуживания, стоят недешево, и каждая их замена — ответственное событие для оператора. В силу ряда причин многие коммерческие операторы отказались от приобретения тиражируемых продуктов и пошли по пути создания собственных информационных систем, включающих в себя АСР, как одно из звеньев в автоматизированной структуре управления бизнесом. Похоже, что оба вышеназванных оператора, RGC и «Телмос», являясь сторонниками разработки собственных решений, не жалеют о выбранном пути.

Однако такая позиция не находит поддержки в Министерстве связи, хотя единственным категоричным требованием к операторам-разработчикам остается сертификация автоматизированной системы расчетов, которую в принципе можно выделить из любой интегрированной системы управления операторского класса. Начальник отдела услуг департамента электросвязи Тамара Моисеева, представлявшая Минсвязи, считает разработку собственного биллинга неоправданной. По ее убеждению, малейшее изменение в составе разработчиков приведет к тому, что системой нельзя будет управлять и ее поддержка практически прекратится.

Анализируя текущее состояние рынка тиражируемых продуктов, она отметила, что любой оператор в состоянии найти систему, адекватную его потребностям, как по масштабируемости и производительности, так и по функциональным критериям. Моисеева сообщила, что уже выданы сертификаты на две АСР, которые готовы поддерживать до 5 млн. абонентов (видимо, они создавались с расчетом на укрупнения предприятий «Связьинвеста») и что интерес к российскому рынку проявляют зарубежные производители, создающие СП с участием наших разработчиков. Словом, не за горами время, когда каждый потребитель сможет найти именно тот продукт, который ему необходим.

Тем не менее число приверженцев собственных решений продолжает расти. Владимир Кузнецов из Центрального телеграфа посетовал, что на сегодняшний день не существует систем, которые бы полностью удовлетворяли нуждам компании: «Среди множества готовых систем мы не увидели решений, обладающих возможностями, которые для нас представляют особую важность в связи с использованием разнородных потоков данных: отсутствие функций мониторинга сети, эскалации проблем, контролинга технологического процесса».

Представитель «Атлант-Информа» попытался развеять миф о неоправданной дороговизне заказных решений. «Мне удивительно слышать, что стоит заказчику связать себя договорными отношениями с разработчиком, как тот начнет брать огромные деньги за поддержку, документацию, — отметил он. — Те компании, которые хотят долго жить на рынке, волей-неволей должны совершенствовать внутреннюю технологию производства и идти на снижение тарифов на продукты и услуги».

Трудно не признать весомость аргументов противоположной стороны. «Успех или неуспех определяется командой, которая участвует в разработке. Если эта команда будет входить в штат компании-заказчика и будут правильно выстроены взаимоотношения, риск будет не выше, чем в случае работы с другой независимой командой. Например, я могу сейчас выделиться и создать свою фирму, но это принципиально ничего не изменит», — считает Валерий Шибин из компании «Телмос».

Биллинг и окружающая среда

Какой бы ни была система расчетов оператора, собственной или приобретенной, вокруг нее существует некоторое программное окружение. Задача эффективного взаимодействия биллинговых систем с этим окружением вызвала не меньше дебатов, чем предыдущие вопросы.

Сергей Зацепин высказал мнение, что все бизнес-процессы его компании стоят на трех китах: биллинг, бухгалтерская система и система офисного документооборота. А Игорь Гаврилов отметил, что предоставление услуг в телекоммуникациях связано не только с движением данных: оно имеет и другие потоки, среди которых выделяется движение денег. Таким образом, в единой информационной системе оператора параллельно работают две системы: одна отвечает за data flow, другая — за cash flow, но предметная область и информационная база, по его словам, остается одна и та же.

Системы расчетов — это стык между управлением бизнесом предприятия и управлением услугами, и до сих пор ведутся споры, куда их отнести — в эту часть или в другую.

Тамара Моисеева, начальник отдела услуг департамента электросвязи

Резюмировала проблему Тамара Моисеева: «Системы расчетов — это стык между управлением бизнесом предприятия и управлением услугами, и вокруг этого ведутся разговоры, куда их отнести — в эту часть или в другую». Истина же в том, что АСР находятся посередине и включают в себя как задачи управления предприятием (в том числе управления денежными потоками), так и задачи управления услугами оператора связи.

Конечно, интеграция биллинга в действующую информационную инфраструктуру предприятия процесс в каждом случае индивидуальный. Однако разработчики тиражируемых АСР нашли концептуальное решение. «Биллинговая система должна быть готовой к тому, что она может быть встроена в любое окружение, поэтому надо стараться достроить максимальное количество интерфейсов к внешним системам, вплоть до уровня API», — подчеркнула Ирина Ченцова. «Будущее за теми разработчиками, которые могут предложить конвергентный биллинг, способный тарифицировать все виды услуг и учитывать все виды протоколов, — считает Алексей Сабанов. — Разработчик обязан предоставлять любое количество интерфейсов к любым протоколам и устройствам».

Что есть стандарты?

Впрочем, не все участники круглого стола были согласны с тем, что интеграция биллинга в информационную среду управления является проблемной областью. Например, руководитель группы разработки программного обеспечения компании «Форс-Холдинг» Виталий Ляшков убежден, что эта проблема надумана: «Разговоры про конвергентный биллинг и про управление сетью выглядят так, как будто мы уткнулись в незнакомое препятствие. Между тем существует стандарт ProTMN, которому все равно, что считать — штуки, минуты, килобайты или деньги, и все равно, какими элементами сети управлять».

Выходит, вопрос правильного построения системы и увязки ее со смежными звеньями лежит в плоскости следования принятым индустриальным стандартам. Но, как известно, многие из утвержденных стандартов, в том числе международных, допускают для производителя слишком большую свободу действий и потому не могут гарантировать интероперабельности готовых продуктов. Кроме того, как говорилось выше, Россия в области биллинга идет собственным путем.

«Если бы нам удалось создать кубики, снабженные такими удобными интерфейсами, которые были понятны пятилетнему ребенку, это была бы идеальная модель информационной системы оператора, — согласился с мнением коллег из софтверного бизнеса заместитель генерального директора компании «ПТТ-Телепорт» Сергей Криворученко. — К этому надо идти, но для этого нужно получить четкие стандарты». Общие технические требования к АСР, которыми руководствуется Минсвязи, не могут быть стандартами для построения биллинговых систем и, по словам Криворученко, служат в основном для проверки деятельности оператора со стороны надзирающего органа.

Помимо претензий из-за отсутствия технологической стандартизации в адрес Минсвязи звучала критика по поводу нормативной неразберихи в терминологии и юридическом статусе некоторых операций, ставших в последнее время характерной чертой телекоммуникационного бизнеса. Речь идет о движении предоплаченных карт от оператора до конечного пользователя, которое юридически каждый трактует по своему — продажа услуг, продажа карт, товара, продажа через комиссию. Тамара Моисеева сообщила, что Минсвязи выпустит в скором времени терминологический глоссарий с учетом новых веяний в бизнесе и утвердит частные технические требования к системам, работающим с предоплаченными картами.

Наброски будущего

Заключительная часть круглого стола была посвящена будущему биллинговых систем: какими они должны быть, чтобы поддерживать бизнес-модели провайдера информационных услуг, электронной коммерции, аренды приложений. К сожалению, здесь организаторы мероприятия столкнулись с явной неготовностью участников практически поддержать предложенную тему. Из всех присутствовавших только представитель «Петер-Сервис» говорил о реальном проекте создания системы расчетов, способной учитывать элементы контента, для одного из провайдеров Северо-Западного региона.

Теоретические споры между участниками возникали даже в отношении базовых технологий, которые должны поддерживаться биллинговыми системами следующего поколения. В частности, не было единства в вопросе о том, какие технологии или модели организации бизнес-процессов помогут идентифицировать трафик, приходящий с информационных ресурсов, имеющих разные расценки на доступ для конечного пользователя. Предлагалось использовать почти десяток различных схем: «окрашивать» входящие пакеты разными цветами, распределять пользователей по разным виртуальным облакам сети, находить стоимостные параметры в самом XML-содержании.

Сергей Смирнов из компании Protek высказал, пожалуй, наиболее здравое суждение применительно к системе, учитывающей ценность передаваемой абоненту информации. «Мне кажется, что реальный контент-биллинг подразумевает, что информация о конечной услуге, которая важна для конкретного пользователя, будет приходить непосредственно от контент-провайдера, — пояснил он. — Поэтому идентификация контента по носителю — это обходной вариант или временное решение».

И все же я буду не прав, если скажу, что дискуссия о будущем биллинга не обнаружила некий «сухой остаток». Основная мысль выступавших сводилась к тому, что сам термин «услуга» претерпит значительное смысловое изменение и будет учитывать не только тарифный план, но и физическую организацию услуги на уровне характеристик используемого канала.

Другая особенность биллинга завтрашнего дня, поддержанная большинством участников круглого стола, должна состоять в поддержке взаимодействия между поставщиками различных услуг и, следовательно, включать в себя мощный аппарат взаиморасчетов и контроля финансовых потоков. Увеличение числа партнеров, участвующих в предоставлении услуги, и рост объемов транзакций естественным образом скажется на производительности биллинговых систем.

Последний момент — усложнение процедуры роуминга, которая и сейчас является неотъемлемой функцией биллинга для сотовых сетей. По образному выражению одного из выступавших, «она усложнится для операторов и станет более прозрачной для пользователей». Стандарт UMTS предполагает, что абонент в любой точке мира может получать доступ к тому набору услуг, который определен в его домашней сети.

В целом можно сказать, что круглый стол с поставленной задачей справился, хотя справедливости ради стоит отметить, что организаторы помнят народную мудрость про «первый блин». Разумеется, впереди есть над чем поработать и есть что совершенствовать в плане популяризации предложенной инициативы среди участников вертикальных рынков. Но нельзя всерьез говорить о том, что на круглом столе присутствовали «не все», и, значит, состоявшаяся дискуссия не может претендовать на полноту и объективность. Собрать «всех» — это, скорее, из области объять необъятное, а потому следует руководствоваться здравым смыслом. Главное, в чем не приходится сомневаться, — тематика биллинга и управления в телекоммуникациях заслуживает пристального внимания, ибо от решения связанных с нею задач зависит успешность экономики отрасли в целом и отдельных компаний в частности.